Назад Оглавление Далее

Послание Евреям – шедевр описания Божественной жизни. Святость, как алая струя, пронизывает его от начала и до конца, объединяя всё гармонично в одно целое.

В первой и второй главах апостол описывает возможности Того, Кто освящает от имени Его Высшего Божества (Отца), и Его милосердие к человеческому роду.

В третьей главе сравниваются Моисей и Христос, показывается их отношение к служению и превосходство последнего; описывается еврейский народ в пустыне с Моисеем, являющимися прообразом христиан с Иисусом. Апостол, как уполномоченный, трубит трубой Евангелия, призывая людей пойти и овладеть обетованной землёй. «Почему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших (то есть повинуйтесь призыву), как во время ропота, в день искушения в пустыне». «Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет?» «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?» (Евр. 3:7-18).

В четвёртой главе, продолжая использовать описание пустыни и Ханаана как прообраз, Апостол торжественно предупреждает своих братьев:

«Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших» (Евр. 4:1-2).

Мы не можем занимать много места, объясняя эту главу подробно, но заметьте, что здесь говорится о покое, который обещается нам. Это не относится к буквальному Ханаану, потому что прошло приблизительно четыреста лет с тех пор, как Давид говорил о покое, и Израиль уже пребывал на земле. Это было ограничено особым днём, что обычно в пророчестве называют «в тот день», «в те дни» и т.п., обозначая время устроения Духа Святого; потому что истинно в «этот день» мы слышим Его голос поскольку Дух борется против плоти, убеждая всех людей о грехе и о правде, и о суде, и призывая Церковь к святости. Этот покой не относится к будущему состоянию, но это – остальная часть веры. «А входим в покой мы уверовавшие» (Евр. 4:3). Часто состояние глубокого и спокойного отдыха души, погружённой в океан Божественной любви, объяснено таким Библейским языком. Поскольку еврейский день отдыха символизировал покой на земле Ханаана (Евр. 4:4-5), также христианский день отдыха символизирует покой духовного Ханаана или великолепный покой души.

«Поэтому остаётся (ради покоя души) соблюдение Дня отдыха людям Бога» (бук. перевод с греческого).

Покой в другом месте – от katapausin, но в этом стихе это – sabbatismos – День отдыха.

«Ибо кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10).

Из этого стиха можно понять, что это приводит к концу жизни; но здесь нет такого понимания, если мы верим вместе с Павлом и таким образом достигаем совершенной любви. Конец стиха говорит, что они прекратили свои собственные работы, т.е. они мертвы и полностью свободны от повелений закона (я должен, я обязан). Только Бог работает в них, и сама любовь выполняет весь Его святой закон (я хочу, я жажду работать для Бога). Это понимание гармонирует со стихом 3, где об этом сказано в настоящем времени и исполнено через веру и подтверждено в стихе 11: «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:11).

Слово spoudazo (постараемся) говорит о действии и встречается тридцать раз в Новом Завете. Оно никогда не переводится как действие в смысле спасения. Оно переводится как прилежно, усердие и старательно тридцать раз. В Марке 6:25 и Луке 1:39 оно переведено поспешностью. Поэтому мы понимаем: то, что предлагалось христианам в ст. 11 должно было быть исполнено немедленно, без задержки.

Причина такой поспешности ясна из этих слов: «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность». Идея пытаться войти в небо быстрее, чтобы избежать падения, чужда Библии. Христос просил, чтобы Его ученики оставались в мире (на земле); но чтобы Отец сохранил их от зла и освятил. Во всех посланиях благодать, в которой получают Святость (освящение) и совершенство, представлена как убежище для души; как тот, кто «укреплён», и то, «в которой стоим и хвалимся» (Рим. 5:2). Апостол продолжает показывать, как достигается покой:

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:12-13).

Через это мы видим, что внутренняя святость, как прообраз Ханаана, не достигается естественной смертью, но мощным действием истины через меч Духа (слово Божие). Опыт внутреннего распятия на кресте, разрушение самого «ветхого нашего человека», через что мы получаем совершенный покой души, едва ли могут быть описаны лучше.

Именно в этом испытании мы понимаем могущественное действие, силу и власть Божественного слова через Всемогущий Дух, всё исследующий в нас. Действительно это более остро и проникает глубже в человека, чем любой обоюдоострый меч. «Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные». Оно различает все наши мысли и судит наши скрытые намерения, поводы и чувства. И всякий созданный нами идол, всякий Хананит, который не от Бога, должен быть казнён действием Бога с нашего согласия.

Я хочу заметить ещё одну особенность этого покоя; это всегда определяется, как «Его покой». Удивительная истина. О возвышенное блаженство! Бог приглашает бросаемые бурей бедные души поселиться в блаженное и абсолютное спокойствие Его собственного покоя.

Вот как описывается эта более высокая жизнь, которая называется чистотой: «Он чист» или праведностью, как «Он праведен», или совершенством, «как совершен Отец ваш Небесный». Или это называется «совершенной любовью»: «любите друг друга, как Я возлюбил вас»; или святостью, «чтобы нам иметь участие в святости Его». Или это – «ходит во свете», потому что «Бог есть свет»; или это радость, потому что Христос говорит: «радость Моя в вас пребудет», или вера, как «начальника и совершителя веры», или как жизнь, потому что «Бог пребывает (живёт) в нас (жизнь явилась)». Это блаженное состояние быть освящённым, потому что «Иисус Христос – освящение наше». Или это называется покоем – Его собственным покоем. Аллилуйя! Слава Богу, о моя душа! Я не выдерживаю, изумлённый чудесами Божественной мудрости, любви и благодати.

О! дивная любовь! О! Возвышенная благодать!
Учите нас вступать туда,
Где все, кто истинно ищет, могут найти
Покой от каждого греха.

Апостол, показав еврейским братьям обетование, согласно которому ещё действует призыв входить в покой, и происходит это через веру и проповедь Евангелия, заключает главу следующим приглашением: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати (то есть в Святое Святых), чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи», то есть благодать, которая помогает нам в каждой нужде и заканчивает каждое дело любовью.

Это показывает более высокую степень благодати, которая получена от Бога, т.е. вторая благодать.

В главе 5, стих 9 Христос представлен, как совершенный Спаситель, поэтому Он источник спасения вечного, способный абсолютно спасать и сохранять постоянно в чистоте.

Поскольку это послание о полном спасении, далее давайте ясно установим, к кому оно обращено. Их часто называют братьями и даже «святые братья» (Евр. 3:1). Каждое дитя Бога обладает элементами святости. Бог говорит к ним, как к детям, и наказывает их, как Своих собственных детей (Евр. 12:5-6). Они приступили к «церкви первенцев, написанных на небесах… и к Ходатаю нового завета Иисусу и к Крови кропления» (Евр. 12:23-24).

Это очень ясно показывает их религиозный статус: они не были просто еврейские братья Павла, но братья во Христе, потому что они приступили к «Иисусу, Ходатаю (Посреднику) Нового завета» и «к Крови кропления» Христа, Которая кроплением очистила их сердца от злой совести; и их имена записаны в Божественной семье на небесах. Получив благодать прощения – первооснова учения Христа, – они сразу призываются поспешить к совершенству (Евр. 6:1).

В стихе 11 Павел убеждает их в полном спасении такими словами:

«Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» (Евр. 6:11). В следующих стихах Апостол описывает основу их веры, чтобы объяснить это возвышенное состояние. Он показывает обетование, которое Бог дал Аврааму и убеждает их не быть ленивыми, «но подражали тем, кто верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12). Поэтому не отдыхайте в пустыне или при смешанном состоянии после оправдания, хотя оправдание это великолепно, но последуйте примеру тех, кто стремился к обетованному наследию через освящение. И чтобы показать их разуму абсолютную уверенность в достижении этого благословения, он напоминает им, как Бог, «желая преимущественно показать наследникам непреклонность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр. 6:17).

С какой любовью Бог укрепляет слабость падшего человеческого рода. Он поддерживает нашу веру, давая безошибочную уверенность в обещании через Свою клятву.

Апостол продолжает связывать обетованное наследство с надеждой, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:19). Теперь мы находимся за завесою в «Святое Святых», что означает состояние совершенной святости.

Выражение: Христос вошёл за завесу (в Святое Святых) – обозначает то же самое, что Он вошёл «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр. 9:24). Поэтому некоторые думают, что войти за завесу можно только после того, как мы войдём в небо. На первый взгляд, это кажется правильным, но Слово так не объясняет. Совершенство и небо являются достижением в этой жизни, как большое благословение священнического пожертвования Христа, о чём наставляет нас послание Евреям.

«Итак, если бы совершенство достигалось посредством Левитского священства… то какая бы ещё нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека» (Евр. 7:11).

«Ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда» (Евр. 7:19).

Павел сказал, что наша надежда проникает «во внутреннейшее за завесу», и там мы становимся совершенными, поэтому за завесою (Святое Святых) мы получаем христианское совершенство.

Рассуждая всё ещё о силе «непреходящего священства Христа», он, несомненно, намекает на ту же самую абсолютную благодать в настоящее время, названную «Его покоем». Это – за завесою, и это – совершенство. «Почему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать» (Евр. 7:25).

Это является полным спасением, спасением в самой высокой степени от проказы греха и развращённости, распространённой в душе; спасение от всех моральных последствий грехопадения и восстановление в святом образе Бога.

В главах 9 и 10 автор иллюстрирует степени морального совершенствования последовательными входами в скинию.

«Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, А над ними – херувимы славы, осеняющие очистилище; о чём не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение, и во вторую – однажды в год только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:2-7).

Это служение в скинии, нам говорится, было «образ настоящего времени, при котором приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенными приходящих» (Евр. 9:9).

Образ кого? Ответ уже дан в главах 5, 6, 7 и 8. Христос показан, как наш первосвященник, пожертвовавший Собой для нашего совершенного спасения, в сравнении с Левитским первосвященником, который не мог сделать совершенными приходящих.

Это явно не учит о том, что кровь, которой была окроплена крышка ковчега есть очистилище в «Святое Святых» (Евр. 9:5). Первосвященник с кровью агнцев не является ли прототипом Крови Христа, Которая делает нас совершенно святыми? Но если вы откроете ваш новый завет, вы найдёте в Евр. 9:11-14 описание совершеннейшей скинии.

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворённою, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:11-14).

Если вы помните: жертва первосвященника, которому разрешалось один раз в год входить в «Святое Святых», была ритуальным (освящением) очищением, и символизировала высокую священническую жертву Христа, которая фактически производит очищение души от внутриживущего греха.

Поэтому входящие в «Святое Святых» Кровью Христа очищаются от всего греха или полностью освящаются.

Теперь, если Святое Святых находится исключительно в небе, то мы должны вступить туда прежде, чем мы можем иметь заключительное применение Крови Христа, чтобы очистить нас от всякого греха; но если какой-то грех может быть удалён после смерти, почему не всё? Если грех не ограничен этой жизнью, где мы установим его границы?

Но давайте читать дальше:

«И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).

Сначала нам показано, что первосвященники были прототипом Христа, и что кровь, которой они кропили на очистилище (крышку ковчега), служила прототипом Крови Христа, Который производит очищение и делает совершенными приходящих. Затем же самое пожертвование Агнца, как объяснено, является нашим искуплением, чтобы мы могли получить обетование вечного наследия.

Поэтому Святое Святых – есть обетование вечного наследия и показывает такое очищение приходящих, после которого они не имели больше сознания греха; что подразумевает полную свободу от всякого греха.

Павел, связывая тот факт, что скиния является образом спасения через Христа, говорит:

«Сим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9:8).

Скиния ясно показывает образ Церкви – «большей и совершеннейшей скинией», которая следовала за прежней.

Путь во Святое Святых открыт после того, как Христос «со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление». Святое Святых – священная часть скинии не означает в символе буквальное небо, как считают некоторые. Если бы это было  так, то во время служения Моисея небо было бы недоступно, и Святые ветхого завета все потеряны. Это равносильно тому, чтобы сказать, что Святые ветхого завета вошли в промежуточное состояние. Если Библия учит об этом состоянии, кто умирает и сейчас, а путь в Святое Святых (если это буквальное небо), ещё не достигнут. Но слава Богу! тексты в послании к Евреям ясно подтверждают, что внутренняя скиния (Святое Святых) представляет для Святых в настоящее время исключительную часть – обетованное наследие. Обетованное наследие – это полное владение Божественным Духом, это истинная скиния Бога в сердцах людей, которая как образ была в древние дни, и о которой Христос возвестил Церкви, как об обители в сердце прежде, чем Он вознёсся.

Дважды Апостол использует попеременно образ Ханаана и Святое Святых, чтобы показать полное значение высокого священнического пожертвования Христа (Евр. 6:12-19; и 9:9-15). Последовательные переходы через Красное море и Иордан соответствуют переходу через две завесы в скинии (первая – в скинию собрания, вторая – в Святое Святых). Павел объясняет это на безошибочном языке, вдохновенно заявляя о двух Божественных работах и двух ступенях благодати.

Вот истина, как величественная башня, непобеждённая, как трон Бога. Истина, открывающаяся после спасения (оправдания): «Святое Святых», «совершенство», Божественный покой для души, освящение, производящее очищение от греха через Кровь Христа. Всё сходится к одному великолепному опыту, доступному самому слабому христианину: «ныне, когда услышите глас Его». Эта истина подтверждается далее следующими свидетельствами: Павел говорит, что наследство, возвещённое по воле Бога, было сокрыто в тайне до существующего устроения (Еф. 1:9-11). Снова он говорит: «богатство славы в тайне.. Христос в вас» (Кол. 1:26-27). Эта тайна, мы видели, есть путь во Святое Святых, куда нас призывают. Петр свидетельствует, что это большая тайна, которую пророки, даже ангелы, не могли постигнуть, но о которой «ныне проповедуется вам благовествовавшим Духом Святым, посланным с небес», что является большим спасением Бога (1.Пет. 1:10-12).

Разве это не означает наследие Святых во свете; славу, которую Христос дал Церкви; Святое Святых, «полноту Христову». Всё это подтверждается для каждого, потому что обозначает одно и то же, а именно: полное спасение.

Назад Оглавление Далее