Повсеместно верят и учат тому, что эти термины представляют одинаковое моральное состояние. Давайте попробуем найти их Библейское значение. Совершенство – перевод греческих слов katartizo и teleios. Наши стандартные словари Нового Завета определяют первый из этих терминов следующим образом: «сделать совершенным», «полностью привести в порядок», «сделать законченным», «полностью снабдить», «починить и отремонтировать». Это слово используется для обозначения христианского совершенства в следующих местах Писаний: Лук. 6:40, 2.Кор. 13:9-11, Еф. 4:12, 1.Фес. 3:10, Евр. 13:21, 1.Петр. 5:10.
Слову «teleios» даётся определение «совершенный, законченный, полный, целый, без пятна или порока». Слово «teleios» используется для характеристики более высокого христианского состояния в следующих примерах: Мат. 5:48 и 19:21; 2.Кор. 7:1; Гал. 3:3; Фил. 3:15; Кол. 1:28, 3:14 и 4:12; Евр. 6:1; 1.Ин. 2:5 и 4:17-18. Из вышеупомянутых определений и Писаний ясно видно, что совершенство по отношению к искупленным душам обозначает полное моральное восстановление человека от последствий грехопадения. Имеется в виду не физическое, или умственное восстановление (потому что после воскресения будет тело славы), но то, о котором Давид говорит: «Подкрепляет душу мою».[1] Восстанавливать обозначает «вернуть к первоначальному состоянию». И так как грехопадение человека изгладило образ Божий из души и передало порочность всему человечеству, то совершенное восстановление души должно обязательно приводить её в состояние первоначальной чистоты и Божественного подобия.
Следовательно, христианское совершенство является совершенством вида, а не степени. Другими словами, это совершенство нашей моральной природы, а не развитие или полный рост наших сил. Эта точка зрения хорошо доказывается в Евр. 10:14-15: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сём свидетельствует нам и Дух Святой». Здесь нам говорится, что в состояние совершенства человек входит через действие освящения. И мы читаем, что Христос освящает людей Своею кровью. (Евр. 13:12). «И Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». 1.Ин. 1:7. Отсюда следует, что совершенство является таким состоянием, находясь в котором, человек свободен от греха.
Заметьте, когда Павел говорит нам, что Христос навсегда сделал совершенными освящаемых, он сразу же добавляет: «о сём (об этом совершенстве) свидетельствует нам и Дух Святой».
Конечно, никто ещё никогда не получал свидетельства Духа Божьего, что он в некоторой степени совершенный, или что он достиг вершины роста христианина, выше которой в мудрости, силе или плодоносности он не может стать. Но тысячи получили свидетельство Духа, что Он произвёл чистоту сердца. Обычно считается, что наши моральные и умственные способности поддаются бесконечному развитию.
Но Библия учит совершенству, которое совершается в этой жизни, и которое никогда нельзя улучшить: «Он … навсегда сделал совершенными освящаемых». Следовательно, совершенство, которое достигается в этой жизни, относится к чистоте сердца человека и к тому, что обязательно включает в себя эта чистота. Его невозможно иначе определить согласно Библии и всеобщему опыту. В то время как наши физические недостатки и умственные способности остаются такими же, как и до возрождения, наша моральная природа, и только она, может стать совершенной сейчас, и то только качественно, оставляя все способности души свободными для того, чтобы увеличиваться в своем размере. Став свободной от греха и обновившись по образу Божьему подобно тому, какой она была вначале сотворена, душа не может стать более чистой, и, следовательно, стала совершенной навсегда. (2.Кор. 3:18; Еф. 4:23-24 и 5:26-27; Кол. 3:10).
Многих ошеломляет термин «совершенство». Они вынуждены признать, что совершенство обещано и предписано в Библии; святые в древности приведены в это состояние, и в полноте евангельской благодати оно предусмотрено для всех верующих. И всё же многие в этой жизни отказываются от намерения стать святыми! Они считают это богохульством. И для них признаком истинного благочестия и кротости является исповедание более низкого Библейского стандарта, потому что воля Божья как будто не исполняется. Нет никакой причины для этого. Наш добрый небесный Отец не поместил в Своё Слово ничего такого, чтобы так устрашить Своих детей; ничего на самом деле такого, чего нам следует стыдиться, и чего и мы не могли бы достигнуть. Весь этот упрёк, который обычно выносят исповедыванию совершенства, происходит от нелепых представлений о том, что оно собой представляет. Но, конечно, нет ничего неправильного в получении и исповедывании этой благодати в её Библейском смысле.
Как же определяет его более верное слово? В Лук. 6:40 мы имеем этот ответ. «…будет всякий, как учитель его». Христос повелевает нам быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный. (Мат. 5:48).
Но подобие Богу и Христу во всех отношениях сделало бы нас равными Богу и, следовательно, является невозможным; поэтому мы снова обращаемся к слову и спрашиваем, в каких особенных характерных чертах Божественного подобия состоит наше совершенство? «Так говорит Господь» в ответ:
- В чистоте. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист».
- В святости. «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». «…чтобы нам иметь участие в святости Его». (2.Кор. 7:1; Евр. 12:10).
- Это совершенство в любви. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он». (1 Ин. 4:17).
Петр описывает наше совершенство словами: соделались причастниками Божеского естества. Так как «Бог есть любовь» – совершенно чистый и святой, то последнее включает в себя вышеназванные три элемента.
Я хотел бы добавить, что христианское совершенство является делом Бога в сердце. Предписывая эту более высокую благодать тем, кто её ещё не достиг в Ефесской церкви, Павел пишет им «отложить прежний образ жизни ветхого человека … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф. 4:22, 24). «Ветхий человек» обозначает старую падшую натуру или унаследованную порочность. Новый человек, чистая «Божественная натура», нам говорится, создан по Богу.
Теперь творческая работа принадлежит одному Богу, следовательно, эта новая натура – дело Господа. Христиане-евреи после того, как «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого… церкви первенцев», получили повеление поспешить к совершенству. (Евр. 6:1). Освящение определялось, как момент его достижения. (Евр. 10:14). И в конце послания апостол возносит эту молитву за этих братьев: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного … да усовершит вас». Это решающе. Совершенство, так же, как и возрождение – дело Бога.
Таким образом, мы показали, что совершенство является учением Библии и привилегией каждого дитя Божьего; что это совершенство качественное и мгновенное, а не постепенное; что оно состоит в подобии души Богу в чистоте, святости и чистой или совершенной любви; и сделать нас совершенными – это дело Бога.
Теперь я перейду к рассмотрению терминов:
СВЯТОСТЬ И ОСВЯЩЕНИЕ.
Мы рассматриваем эти слова совместно, так как они оба происходят от греческого слова hagios и, следовательно, обозначают то же самое. Оба слова одинаково переведены словом heiligung в немецком варианте текста.
Слово hagios в его нескольких формах встречается 285 раз в Новом Завете. Оно переведено как «освящать» 26 раз, «освящение» – 5 раз, «святые» – 66 раз, «святиться» – дважды, «святой», «святость» и «свято» – 186 раз.
Словарь Нового Завета Робинсона определяет его таким образом:
Hagious – 1. безупречный, чистый; 2. посвящённый, священный, святой; отделённый от общего для священного использования; принадлежащий Богу.
Hagiasmos – освящение, чистота сердца и жизни; святость.
Hagiotes – чистота, святость.
Библейский словарь Смита и Барнама даёт освящению такое определение: «должным образом делание святым, или состояние святости; делать чистым или святым; отделить как священное, рассматривать как святое».
Доктор богословия Джозеф Ангус в Библейском справочнике, на стр. 172 пишет:
«Понятие святости, для которого в его христианском смысле у язычников не имелось слова, было предложено иудеям посредством специального установления. Все животные, распространённые в Палестине, были разделены на чистых и нечистых. Из чистых животных избиралось одно, без пятна или порока. Было предписано, что приносить это животное в жертву должно было особое колено, отделённое от других колен. Приношение должно было быть сначала омыто чистой водой, и сам священник должен был быть подвергнут подобному омовению. Но ни священник, ни кто-либо из людей, ни жертва не считались достаточно святыми для того, чтобы войти в Божественное присутствие, но приношение должно было быть принесено вне святилища. Таким образом, разуму наблюдателей было предложено представление о безграничной чистоте Бога, а святость в сотворённых вещах стала обозначать под законом очищение для священного использования, а во время Евангелия – свободу от греха и обладание сердца Божественной натурой».
Святость в Евангельское время понимается этим исследователем Библии, как свобода от греха и владение Божественной натурой.
Джордж Кемпбелл из Шотландии, переводчик четырёх Евангелий, говорит:
«Что касается слова hagios, его первоначальное значение – «чистый», во-первых, в буквальном смысле обозначает «свободный от всякой скверны, грязи или злобности»; во-вторых, выражает то, что согласно религиозным ритуалам считалось чистым…. Так как вещи для того, чтобы быть готовыми к использованию, очищаются (и чем важнее использование, тем тщательнее они очищаются), этот термин приняли для третьего значения: «подготовленный, приспособленный, предназначенный для определённой цели». Четвёртое значение: «более особенным образом освящённый или посвящённый для религиозного использования. Пятое значение: «почитать, глубоко уважать, благоговеть». Шестое и последнее значение: так как внешняя и телесная чистота во все времена и во всех языках считалась подходящей метафорой моральной чистоты, то оно обозначает «невинный, безупречный», что в настоящее время среди христиан является самым широко распространённым значением слова.
Этот учёный пресвитерианец соглашается с предыдущими авторами, что слово hagios прежде всего обозначает чистоту. Говоря о святости в другом месте, он указывает: «Призывы к святости в Новом Завете, очевидно, должны пониматься как призывы к МОРАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ, и только к ней».
Джеймс Мак-Найт, также из Шотландии, благочестивый учёный переводчик посланий Нового Завета, даёт следующее определение:
«Святой, прежде всего, обозначает «чистый или свободный от загрязнения». (Втор. 23:14). «…стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного…».
Святой и святость часто обозначают моральную чистоту.
«Освящать, делать святым, посвящать» в послании к Евреям обозначает «очищать вещь от тех загрязнений, которые делают её непригодной для священного использования».
Джон Уайнбреннер определяет освящение, как «совершенное соответствие сердца и жизни воле Бога».
Полный словарь Вебстера даёт такое определение освящению:
1) акт освящения или соделания святым; или освящённое состояние; действие Божьей благодати, посредством которой люди очищаются, или отдаляются от греха и мира и возвышаются до высшей любви к Богу; также состояние очищенного или освящённого таким образом. 2) акт посвящения или отделения для священной цели: посвящение.
Святость он определяет таким же образом. Словарь для высшей школы этого же автора определяет святость как чистоту, свободу от греха, безгрешность, благочестие.
Можно привести ещё авторитетные источники, но я полагаю, что в этом нет необходимости. Мы всё же должны обращаться к закону и свидетельству Господа; и то, что не поддерживается ими, не должно приниматься во внимание, кто бы этого ни придерживался. Выше я выбрал авторитетные источники, авторы которых считаются самыми компетентными и относятся к различным религиозным верованиям. Они все указывают на то, что первоначальным значением слова hagios, или освящение, является «совершенная чистота», «высшая любовь к Богу» и «Богоподобие», что и является в общем смысле его Библейским значением.
В Ветхом Завете это слово иногда используется в смысле посвящения, но в отношении к людям оно обычно обозначает моральную чистоту. То, что его Новозаветным значением является свобода от греха, как заявляет Джозеф Ангус и Джордж Кемпбелл, очень очевидно. Во 2.Кор. 7:1 мы читаем: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
Это ясно: совершенная святость – результат очищения, следовательно, совершенная святость – это чистота.
«…чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести». (1.Фес. 4:4).
Это обозначает состояние чистоты, в которой все должны сохранять себя.
«Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». (1.Фес. 4:7).
Апостол здесь ставит святость, которая, конечно, является чистотой в противоположность нечистоте.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1.Фес. 5:23).
Действие полного освящения здесь представлено как наделение непорочным состоянием и средство его постоянного сохранения. Непорочное же состояние в очах святого Бога должно обязательно обозначать абсолютную чистоту или свободу от греха.
«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящённым и т.д.» (2.Тим. 2:21).
Здесь опять освящённое состояние приобретается посредством очищения сосуда, или члена великого дома Божьего – Церкви.
«Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу…». (Евр. 9:13).
Если очищение по закону, как здесь указывается, является символом освящения; тогда то, прообразом чего оно является, то есть наше очищение в крови Христа, – это, действительно, освящение. Или, другими словами, Евангельское освящение – это очищение от всякого греха, «то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат». (Евр. 13:12).
Эти Писания имеют решающее значение и хорошо поддерживают замечание Джорджа Кемпбелла, что «призывы к святости в Новом Завете, очевидно, нужно понимать как призывы к чистоте и только к ней».
«Святой», как прилагательное является признаком и указывает на моральную чистоту небес, ангелов и нашего Спасителя. 94 раза в Новом Завете оно характеризует Дух Божий, то есть «Святой Дух», и когда это слово относится к праведникам, то оно обязательно приписывает им то же самое моральное качество.
«…но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». (1.Петр. 1:15-16).
То же самое слово «святой» употребляется для описания характера Божьего и для указания чистоты, которая требуется от Его детей. И так как наша нужда в святости основана на святости Божьей, которая возвещается в самом дыхании Божественного вдохновения, это была бы крайняя путаница в словах, если то же самое значение не имелось бы в виду в обоих случаях.
Из авторитетных источников, которые цитировались выше, и свидетельства Божественного вдохновения должно быть ясно, я думаю, каждой искренней душе, что совершенная святость, или полное освящение, которое требуется от нас, является чистотой сердца и жизни, свободой от греха, совершенством в любви и святостью в характере или тем, что эквивалентно всему этому: участием в Божественном естестве.
Я более подробно остановился на этом пункте, так как некоторые вообразили, что освящение, которое предписывается верующим, означает только посвящение.
Этот взгляд является небиблейским, противоположным взгляду всех авторитетных специалистов и не подтверждается опытом людей.
Я не отрицаю, что haggios включает в себя значение посвящения.
Во-первых, в связи с верой – это наша часть работы и обязательное условие для совершения работы со стороны Бога.
Во-вторых, освящение не является чистотой в абстрактном смысле, но очищением для Божественного использования.
Поэтому нам говорится, что Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Тит. 2:14).
Здесь видно, что очищение включает в себя посвящение; потому что через это мы отделяемся от греха и мира для Бога. Поскольку очищение от греха имеет своей целью отделение для Святого, то нет ничего противоестественного в том, что это слово иногда используется в этом вторичном, или действительном значении.
Это, однако, не противоречит той истине, которая была установлена предшествующими Писаниями, что hagios – святой или освящённый – в Евангелии обозначает свободу от греха и владение разумными существами Божественным характером. Это та мысль, которую непредубеждённое чтение Слова Божьего почти всегда оставляет в разуме. Какой чрезвычайно абсурдной является точка зрения, которой недавно стали придерживаться некоторые учителя, что полное освящение, которое предписывается верующим, просто обозначает посвящение, в то время как Библия ясно указывает на то, что это работа, которую Бог должен произвести в нас; это что-то, что Христос делает для людей Своею кровью, и оно заключается в очищении «от всякой скверны плоти и духа».
Некоторые братья, с которыми я хорошо знаком, всегда учили таким образом до тех пор, пока не соприкоснулись с теми, кто свидетельствовал о том, что в его жизни исполнилась эта благословенная истина; тогда враг их душ быстро повернул их, и они стали защищать вышеуказанное абсурдное утверждение.
Врастание в освящение – это ещё одно пагубное заблуждение от сатаны. Каждая душа, рождённая свыше, раньше или позже, обнаруживает, что в её сердце чего-то не хватает; она смущается от духа боязни перед людьми, и ей причиняет боль сознание того, что внутри неё есть злые желания. Эти души жаждут чистоты и удивляются, почему их Небесный Отец, как им кажется, лишает их душ так многого.
Эти души теперь находятся в Кадес-Варни – самом дальнем месте прямого маршрута из Египта в Ханаанскую страну, которого достигли израильтяне. Здесь им удаётся увидеть некоторые из плодов страны совершенной победы. Сюда также приходят к ним обескураживающие сообщения не о самой стране, так как все признают, что быть святым – это хорошо, но они видят больших великанов – непреодолимые трудности на пути.
Со дня их обращения благодать вела их к голоду, молитве и ожиданию лучшего опыта, более глубокой работы, полному спасению от греха. Но, так как они не имеют Иисуса Навина, который ввёл бы их в желанный покой души, и по той причине, как древний Израиль говорил: «Братья наши (соглядатаи) расслабили сердце наше», – они, в конце концов, приходят к выводу, что они должны прекратить поиск лучшего опыта и стать чистыми посредством роста.
Разве не удивительно, что так много людей позволяют дьяволу обманывать их таким очевидным самозаблуждением? Стать чистым посредством роста – это противоречит как духовным, так и естественным законам терминов. Рост – это процесс развития уже имеющегося, очищение – процесс искоренения всей нечистоты.
Рост никогда не изменяет сущности чего-либо, он только увеличивает его размер или степень, в то время, как очищение – это процесс уничтожения. Первое происходит естественно и постепенно, а второе совершается в один миг.
Я надеюсь, дорогой читатель, что ты видишь, что насаждение новой жизни и новой сущности – это одно (совершаемое при возрождении); удаление закона греха и его противоборства новой сущности – другое (совершаемое кровью Христа в полном освящении); а возрастание души в познании и всяком чувстве – это третье.
Всё в целом аналогично: 1) насаждению семени; 2) удалению всех вредных семян, корней и растений из почвы; 3) росту растения. Первое и второе происходит мгновенно и производится лицом извне, а последнее представляет собой постоянный и естественный процесс, начатый в первом состоянии, но в значительной степени ускоренный действием очищения старой натуры (врожденного греха).
Рост христианских добродетелей даёт возможность верующему лучше контролировать остающуюся порочность, но никогда не изгонит её из сердца.
Ясное понимание чистоты и зрелости необходимо для разумного приближения к Богу, для благословения полным освящением. Большинство людей, находящихся только в оправданном состоянии, сильно путают два состояния (оправдание и освящение). Они отождествляют их или думают, что они происходят одновременно, поэтому эти люди полагают, что христианское совершенство, или полное освящение, исключает дальнейший рост. Это равнозначно высказыванию, что удаление всех сорняков с поля – это то же самое, что и зрелость, и что рост зерна сразу же заканчивается. Это странное рассуждение, и всё же тысячи опрометчиво выступают против благословенного дела святости из-за таких абсурдных понятий.
Совершенство, или полное освящение в Новом Завете относится к моральной чистоте, и только к ней.
Включая, конечно, все его сопутствующие благословения, оно мгновенно производится в душе верующих Духом Святым.
О, любовь, ты пучина без дна,
Ты поглотила мой грех,
Покрыта моя неправедность,
И никакой горький корень не остаётся во мне;
Совершенный теперь в жизни с Богом –
Спасён! Да, спасён в крови очищения.
[1] В английском переводе Библии: «Он возвращает в прежнее состояние мою душу».