Некоторые неспособны отрицать две работы дара благодати, происходящие в начале Евангельского периода, но утверждают, что это происходило потому, что Царство Божие было в процессе создания, а когда Его создание завершилось (после распятия Христа и Пятидесятницы), всё спасение находится во Христе Иисусе и берётся сразу полностью верою. Некоторые так и думают, но разве мудрый Царь царей создал бы в начале Своего Царства прецедент, который будет уводить с истинного пути тех, кто хочет по нему идти?
Это ложное понятие и не основано на Священном Писании.
Некоторые не поняли, что освящение совсем другой опыт, чем оправдание у первых христиан, потому что они не смогли понять, что произошло при крещении Духом Святым. Как обращение, оправдание, перерождение и усыновление характеризуют первую благодать, так сердечная чистота, освящение, полнота Бога, совершенная радость, непоколебимая вера, совершенная уверенность в надежде, крещение Духом Святым, совершенная любовь и т.д. являются благословениями, которые относятся ко второй благодати.
Сердечная чистота – полное освящение, достигнутое и засвидетельствованное через веру, потому что вера – сущность вещей, на которые надеются, и свидетельство об очевидности вещей, которые невидимы (Евр. 11:1). Крещение Духом Святым – то же, что полная сердечная чистота, дающая полностью понимать Христа, как Спасителя от всех грехов, и дающая способность более полно понимать Священное Писание. Это засвидетельствовано самим Писанием. Очищение сердца верою (Деян. 15:9) всегда сопровождается жизнью самого Утешителя в сердце. Это видно из того, что Он является реальной силой освящения, поэтому освящение не может произойти без пришествия Утешителя в душу оправданного христианина.
Это также согласуется с опытом почти всех по некоторым причинам. Чтобы привести нас в порядок и усилить веру, Бог в некоторых случаях отказывается явно показывать Себя нашему сознанию, чтобы мы верой способны были применить Кровь к полному очищению сердца.
Поэтому апостол говорит: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).
В просто оправданном состоянии верный верующий получает некоторые проявления Духа, но это проходит, как утренняя роса, не делая никаких изменений в сердце; в то время, как Утешитель, Который является Святым Духом, полученным при освящении, остаётся навсегда в сердце. И это начало новой и большой жизни в изобилии – постоянная полнота, находящаяся в чистом сердце.
То, что крещение Святым Духом – только другое понимание полного спасения и происходит через полное освящение, об этом ясно написано в Библии.
Христос сравнивает это с крещением огнём. Об этом огне много говорится в Библии. Прочитайте Исаию 4:4: «Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня». Крещение – Дух огня, Который очищает Церковь.
«И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:3).
«О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» (Зах. 13:7,9).
Христос использовал этот огонь очищения. Хотя Его ученики были перерождены, но перед Своим вознесением Он велел им оставаться в Иерусалиме в ожидании того, что через несколько дней Он ниспошлёт на них обетование Отца: крещение Духом Святым и огнём. Так в день Пятидесятницы Дух Святой провёл сто двадцать учеников через огонь и расплавил их, как серебро, и очистил их, как золото, чтобы они могли принести жертву в праведности.
Таким образом, мы видим, что крещение Духом Святым есть чистка или очищение верующих, и это всё, как учит Библия, происходит при полном освящении.
Возвращаясь к цитате Захарии, мы читаем: «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых».
Малые Христа – это Его ученики, которые принадлежат Христу и верят в Него (Мф. 10:42; 18:6; Мр. 9:41-44). Это уже христиане, а не грешники. Пастырь обращает свою руку на них. Что это означает?
«И обращу на тебя руку Мою, и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое» (Ис. 1:25).
Здесь снова применяется суровое испытание, чтобы описать работу Иисуса, очищающего Своих учеников, тех, которые получили оправдание.
Теперь прочитайте Марка 9:41-50. Эти малые, которые принадлежат Христу, подвергаются искушению не со стороны внешней среды, а изнутри себя им противодействует их старая природа.
Хотя умом они служат закону Божьему, Иисус хорошо знал, что они будут видеть другой закон в своих членах, враждующий против их ума и делающий их пленниками закона греховного.
Но это не постоянное состояние христианина: нужно пройти через суровое испытание Очистителя, разрушить тело греха.
И хотя этот ветхий человек или унаследованная развращённость так вплетена в нас, что походит на естественные члены тела, которые дороги нам, как правая рука и правый глаз, всё же это состояние неизбежно низринет в грех и в судный день ввергнет в адский огонь; поэтому Христос убеждает разрушить и уничтожить эти вожделения членов, чтобы произошла хотя и болезненная, но смерть для греха.
Далее Спаситель говорит, что «всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою».
Здесь есть ясный намёк на жертвы согласно закону, которые были прототипом жертвы Христа и верующих (Рим. 12:1).
«Всякое приношение твоё хлебное соли солью и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоём приноси соль» (Лев. 2:13).
Как понятно Иисус учил, что всякий Его малый должен принести себя в жертву Богу, и что каждая такая жертва должна быть осолена не буквально, а огнём Духа Святого.
Как выразительны эти два символа. Огонь символизирует очищение силой Духа. Соль – сохранение Его Святых, которым говорит Христос: «вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). И Петр говорит, что мы сохраняемся через веру силою Божией (1.Пет. 1:5).
Дух – огонь Очистителя, которым уничтожается вся наша неправедность, и соль, через которую мы сохраняемся святыми и непорочными пред Ним в любви.
Поэтому Христос говорит: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою», то есть будьте исполнены Духом и результатом будет совершенное общение, любовь и мир.
То, что царствование Утешителя в душе то же, что и освящение, подтверждено дальнейшими свидетельствами Павла и Петра. Последний, говоря о Корнилии, так сказал: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас в начале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
Говоря об этом же самом случае, он добавил (Деян. 15:8-9): «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их».
Давайте послушаем теперь, что говорит Павел о спасении язычников. «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».
Эти места Священного Писания учат следующему:
- План спасения для всех одинаков.
- Обетование Отца, или крещение Духом Святым и огнём, не закончилось днём Пятидесятницы, но каждый ученик, иудей или язычник, после оправдания должен быть запечатлён тем же самым Духом обетования.
- То, что язычники действительно получали Духа Святого согласно тому же самому обетованию, и так же, как и у первых учеников, это было после перерождения, верою и мгновенно.
- При получении этого крестящего огня они сделали себя жертвой, благоугодной Богу.
- Петр определяет крещение Святым Духом язычников по очищению их сердец верою и утверждает, что не было «никакого различия между нами и ими». Поэтому очищение сердец должно было быть так же, как в день Пятидесятницы.
- Петр объясняет, что язычники получили Дух Святой, как и они. Павел говорит, что это приношение язычников было благоприятно Богу, потому что освятилось Духом Святым. Таким образом, два апостола подтверждают Священное Писание, что освящение и очищение сердца происходит при крещении Духом Святым.
Установив, что ученики получили этот великолепный опыт после перерождения, я теперь доказываю Священным писанием, что это также продолжалось и в служении апостолов (Деян. 2:38-39; 8:5-17; 10:2-47; 11:15-16; 19:2-6; Рим. 5:1-5; Еф. 1:13; 3:13-20; Тит. 3:4-5). Эти тексты нуждаются лишь в небольших комментариях. Я только привлеку ваше внимание к доказательствам, которые они содержат.
Пожалуй, немного текстов подвергалось сомнению, как к примеру (Деян. 2:38-39).
Раз получение Духа Святого происходит после прощения, то православие попадает в тупик со своим учением, утверждая, что крещение даёт спасение; в то время, как в доме Корнилия сначала получили Дух Святой и только потом крестились. Это разрушает их любимое учение не только тогда, когда мы берём случай в доме Корнилия, но и смотря на опыт получения Духа Святого самим Павлом; он тоже крестился после получения Духа Святого (Деян. 9:17-18).
Очень жаль, когда много драгоценного времени и силы потрачено впустую в усилиях приспособить Библию к точке зрения некоторых людей, в то время как благодать Бога предлагает всем опыт, который совершенно приспосабливает людей к Библии.
Для всех, кто получил вторую благодать, это место Писания не несёт никаких трудностей.
Он сказал им: «покайтесь (в покаянии получают жизнь через прощение), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для (из-за) прощения грехов; и (после всего этого) получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш».
Это обещание было дано тем, кто предварительно прошёл через перерождение, поэтому Петр и утверждает, что Он даёт Духа Святого после обращения.
Самаряне.
Деяния 8:5-17, Филипп проповедовал о Христе, «народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса», и те, кто уверовали, «то крестились и мужчины и женщины». Так же сказано, что «была радость великая в том городе».
Чем была вызвана эта радость, как не радостью прощения?
Новость об этом большом покаянии скоро достигла Иерусалима. Когда апостолы узнали, «что Самаряне приняли слово Божие», они «послали к ним Петра и Иоанна», которые молились о тех, кто прощён, чтобы «они приняли Духа Святого».
Дух, несомненно, дал им познание о спасении, прощении их грехов, но пока, как лично пребывающий в них Утешитель, как нам сказано, «Он не сходил ещё ни на одного из них». «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». Это полностью гармонирует с Божественным планом спасения через два дара благодати.
Корнилий Деяния гл. 10.
Некоторые думают, что обращение и крещение Духом Святым было совершено одновременно. Я не привожу этот текст для доказательства, но показываю его для того, чтобы видеть, что Библия учит двум дарам благодати.
Есть серьёзные основания полагать, что Корнилий был в оправданном состоянии прежде, чем Петр пришёл в его дом. Независимо от того, в каком моральном состоянии был Каиафа первосвященник, очевидно, что он говорил, вдохновлённый Духом Святым, когда он пророчески предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11:51-52). Бог имел детей вне еврейской нации. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора» (Ин. 10:16), – сказал Христос.
Никто не сомневается относительно истинного благочестия и оправдания Захарии и Елисаветы. О Симоне сказано, что он был праведный и благочестивый. Разве не описаны Корнилий, Анна и другие, как святые того времени? Если они были детьми Божьими, то почему не Корнилий? Он имел очень хорошее свидетельство от всего народа Иудейского ст. 22, следовательно, имел то же состояние в благодати, как и все спасённые Иудеи. Он, как написано, был благочестивый и боящийся Бога. Разве это не говорит о том, что он был оправданным человеком? Слово «phobeo», хотя иногда используют как боязнь, обычно обозначает сыновнее отношение к Богу.
Стандартный Словарь Нового Завета Робинсона так определяет это слово. Нравственно почитать (бояться), чтить, также в смысле религиозного страха и благоговейного поклонения Богу.
Корнилий, конечно, был принят Богом до того, когда с ним говорил Петр, который сказал: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Но Корнилий описывается, как человек благочестивый. Нет никакого слова на английском языке (и на русском – прим. перев.), которое более полнее описывает религиозный характер человека, чем благочестие.
Вебстер определяет слово «благочестивый» от слова «посвящать», «освящать».
- Проявление чувств почитания и почтения в жизни с Богом.
- Определяет религиозные чувства и обязанности.
- Поглощённый религиозными упражнениями, набожный, благоговейно-искренний.
Благочестивый – от «Eusebes» это же самое слово, переведённое как благочестие. 1.Тим. 2:2; 3:16; 4:8; 6:3, 5-6, 11; 2.Тим. 3:5; Тит. 1:1; 2.Пет. 1:3, 6-7; 3:11; Деян. 3:12; 2.Пет. 2:9; 2.Тим. 3:12; Тит. 2:12.
Это определено Стандартным словарём Нового завета Робинсона, как благоговение, почитание в Новом завете, направленное только к Богу, при описании непосредственно сердечных чувств, благочестия, праведности, религии. Почитать и поклоняться Богу, «чтобы быть религиозно-благочестивым».
Родственники и близкие друзья Корнилия, которых он собрал, по духу были такими же, как и Корнилий, потому что на них всех сошёл Дух Святой (Деян. 10:44). Он творил много милостыни и всегда молился Богу, и так же его молитвы и милости пришли на память пред Богом, то есть они были приняты.
Разве человек с такими плодами не будет истинным христианином? Его пылкое благоговение и преданность были признаны его слугами, Иудеями, Петром и Богом непосредственно, Который показал Своё отношение к Корнилию, послав ангела, чтобы вознаградить его, и наставлял Петра, говоря, «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15).
Кто-то может сказать, что если бы он был дитём Бога, то почему Петр должен был сказать «слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой»? (Деян. 10:6). Я отвечаю, что Бог спасает нас банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:5).
Спасение, о котором здесь говорится, относится и к перерождению, и к опыту освящения, полученному Корнилием, см. Деян. 11:14-15.
Корнилий знал Бога и имел жизнь вечную, как и Самаряне, и нуждался только в том, чтобы кто-то преподал ему обетование, данное Отцом, к которому он был полностью готов. Христос сказал: «мир не может принять Святого Утешителя», но Корнилий действительно получил Его, потому что он, как и первые ученики, был не от мира, а был дитя Бога, которому принадлежат обетования наследия.
Освящение двенадцати учеников в Ефесе 19:1- 6.
Они были признаны как ученики и как верующие. Прощение их грехов и вера в Христа нисколько не были подвергнуты сомнению Павлом: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав?». Он хорошо знал, что они имели свидетельство Духа о прощении, когда они поверили; но с целью совершенства этих Святых, он говорит им о полной мере Духа Святого, Который они должны были получить после того, как уверовали.
Если бы Павел не верил в получение Духа Божьего, как личного пребывающего Утешителя после оправдания, то его вопрос не имел бы никакого значения.
Нельзя отрицать, что этот текст несёт в себе понимание того, что истинная вера и жизнь с Богом существует до полного помазания силой Духа Святого.
Или теория одной благодати несовместима с верой «однажды преданную святым», или с вопросом апостола, поскольку они не гармонируют друг с другом и не соответствуют Божественному учению.
Или Павел был не вправе задавать такой вопрос, или сегодняшние вероучители ужасные отступники от Бога, не могущие правильно ответить на этот вопрос.
Этот великолепный дар Духа, о котором не знали эти верующие, но теперь они получили его через возложение рук Павла.
Утверждение, что они не были правильно обращены и поэтому были перекрещены Павлом, отрицает всё сказанное выше. Даже если мы признаем, что это так, то очевидно, что Павел знал, что значит крестить не прощёных грешников, и как к этому относится Бог. Мы видим, что после крещения они приняли Духа Святого, Которого не спасённые никогда не получали и не получат. Но я не думаю, что они были перекрещены, как грешники.
- Их случай тот же, что и с Самарянами и Аполлосом: «Только были они крещены во имя Господа Иисуса». «Зная только крещение Иоанново». «Они отвечали: во Иоанново крещение».
Эти выражения показывают, что акт крещения подтверждает веру в Христа и новую жизнь от Бога. Этот христианский обряд был введён Иоанном Крестителем, поэтому назывался крещением Иоанновым, в отличие от крещения Святым Духом, которое называется именно крещением Христа см. Мф. 3:11; Деян. 1:5 и 11:16.
Если в тех двух случаях потребовалось перекрещивание, то почему это потребовалось Ефесянам?
- Их крещение было основано только на вере во Христа Иисуса (ст. 3). Павел не мог повторить это же самое крещение. Он крестил их после разъяснения, что есть ещё и Дух Святой, Который пришёл на землю в результате смерти Христа, о чём они не знали.
- Всё же эти ученики не знали полностью не только в полноте учения Иисуса Христа, но и не знали, что Иоанн говорил, как будет крестить Христос «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3:11).
Чтобы ни говорилось, ясно одно, что эти верующие, в каком бы они ни были состоянии до встречи с Павлом, были полностью подготовлены Павлом для того, чтобы принять Духа Святого во всей Его полноте, а это могут сделать только спасённые люди – дети Божии.
Свидетельство Павла о двух дарах благодати
в Римлянах 5:1-5.
Сначала происходит оправдание верою через Христа – это есть перерождение при покаянии. Затем описывается совсем другое моральное состояние, которое не может относиться к оправданию, – состояние второй благодати. Вот её описание. «Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». И даже хвалимся скорбями, потому что у нас есть надежда, «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Вот вторая благодать, в которой стоят, из неё не надо уже выходить и искать что-то лучшее, потому что через надежду любовь Божия излита в наши сердца. Это не оправдание, это – освящение, вторая благодать.
Свидетельство Павла продолжается Ефесянам.
«В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).
Дар Духа здесь упомянут, как обетованный Святой Дух, о Котором Христос говорил, как об обещании Отца. Утешитель, Которого мир не мог получить, но Церковь, с которой Он пребывал и которая должна была усовершиться, поэтому Дух Святой не давался при оправдании, но после того, как они поверили. То, что Ефесяне были спасены и приняты в Церковь Бога во время написания письма Павлом, ясно показано им – см. Еф. 2:1, 5, 10, 19.
Но некоторые из них не достигли этого великолепного состояния, не получив освящения и не имея в своём сердце жилища Бога, поэтому он вознёс за них следующую молитву, которая охватывала опыт, полученный в день Пятидесятницы. Павел в послании Ефесянам 3 в стихах 2, 4, 8-9, 10-11 говорит о большой тайне Христовой, которая была сокрыта Богом от прежних поколений сынов человеческих и которая была вся во Христе, и о которой он был особенно призван проповедовать и открыть всем эту тайну общения.
Всю эту великолепную скрытую жизнь полного спасения в сердце человека он сопровождает такой молитвой: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:16).
Это ходатайство охватывает более богатую и более высокую благодать, святость и славу, которую Христос даёт Церкви (Ин. 17:22; Евр. 2:11), и силу, которую Он обещал (Лк. 24:49).
«Верою вселиться Христу в сердца ваши». Сравните (Еф. 3:17-19): «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».
Эта молитва охватывает всю полноту Божественной любви, усовершенствованную в душе очищением сердца и Духом Святым. См. 1.Тим. 1:5 и Рим. 5:5.
«Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».
Это замечательное ходатайство такое же, как и обещание Христа первой Церкви (Ин. 14:23) и послание Павла Коринфянам (2.Кор. 6:16 и 7:1).
Совершенно одинаково учат Христос и апостолы сначала перерождению и затем направляют их умы к быстрому доступу для очищения сердец, к полноте Духа в силе и любви, которые будут впоследствии получены.
Ни один из них не учил, что это божественное состояние должно быть достигнуто делами или постепенным развитием, но Христос говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Павел говорит: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». И чтобы они не думали, что его молитва фанатична или превышает Божественную благодать, он заканчивает её словами: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». Здесь он подтверждает своим собственным опытом, что сила Бога в нём сделала гораздо больше, чем он думал и помышлял.
Это показывает и доказывает не только действие второй благодати, но также и то, что это было по воле Бога.
Я заканчиваю
Свидетельством Павла Титу,
в котором он описывает полное спасение,данное Богом, которое совершается «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:5-6). Павел здесь показывает, в чём выражается милосердие Бога в спасении.
- Через кого проявляется милосердие? «Через Иисуса Христа, Спасителя нашего».
- Процесс спасения: возрождение и обновление Святым Духом, полное получение Духа Святого. Оно является отличным от возрождения и следует за возрождением, потому что:
- Не было бы никакой причины упоминать об изобильном излиянии Духа после бани возрождения, если бы всё было включено в одну работу.
- Слово делает упор на излияние Духа в день Пятидесятницы, значит на них не излился Дух Святой после оправдания (Деян. 2:18).
- Апостол описывает это крещение в день Пятидесятницы после перерождения словами «Он спас нас».
- Духовное крещение здесь описывается после перерождения и не имеет никакого намёка на обычные действия Духа Святого, происходящие в благочестивой жизни, потому что представлено, как совершенное наше спасение, начатое в перерождении.
- Это также называется «обновлением», потому что обновляет нас в истинном познании и чистом образе Бога, как было вначале создано, поэтому Павел увещевает своих братьев в Риме представить тела в жертву живую Богу и быть преобразованными «обновлением ума вашего», чтобы они могли познавать совершенную волю Бога» (Рим. 12:1-2).
Ефесянам он говорит: «обновиться духом ума вашего. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24).
См. также следующие параллельные тексты описания работы благодати после оправдания: 2.Кор. 3:18; Кол. 3:10; Евр. 12:10; 1.Ин. 4:17; 2.Пет. 1:3-4.
Таким образом, мы показали ясными доказательствами Священного Писания, что ученики Христа были сначала оправданы, затем получили полную меру Духа, поэтому крещение Духом и полное освящение находятся друг в друге.
Мы видим, что порядок спасения, которому учил Христос и которое получали первые ученики, продолжался и при апостолах, что показывает план Бога в спасении, неизменным ко всем людям.
О, Драгоценная, очищающая сила Всевышнего
Ты- освящающий Святой Дух!
Изливайся и полностью очищай,
Как в день Пятидесятницы.