Назад Оглавление Далее

Некоторые неспособны отрицать две работы дара благодати, происходящие в начале Евангельского периода, но утверждают, что это происходило потому, что Царство Божие было в процессе создания, а когда Его создание завершилось (после распятия Христа и Пятидесятницы), всё спасение находится во Христе Иисусе и берётся сразу полностью верою. Некоторые так и думают, но разве мудрый Царь царей создал бы в начале Своего Царства прецедент, который будет уводить с истинного пути тех, кто хочет по нему идти?

Это ложное понятие и не основано на Священном Писании.

Некоторые не поняли, что освящение совсем другой опыт, чем оправдание у первых христиан, потому что они не смогли понять, что произошло при крещении Духом Святым. Как обращение, оправдание, перерождение и усыновление характеризуют первую благодать, так сердечная чистота, освящение, полнота Бога, совершенная радость, непоколебимая вера, совершенная уверенность в надежде, крещение Духом Святым, совершенная любовь и т.д. являются благословениями, которые относятся ко второй благодати.

Сердечная чистота – полное освящение, достигнутое и засвидетельствованное через веру, потому что вера – сущность вещей, на которые надеются, и свидетельство об очевидности вещей, которые невидимы (Евр. 11:1). Крещение Духом Святым – то же, что полная сердечная чистота, дающая полностью понимать Христа, как Спасителя от всех грехов, и дающая способность более полно понимать Священное Писание. Это засвидетельствовано самим Писанием. Очищение сердца верою (Деян. 15:9) всегда сопровождается жизнью самого Утешителя в сердце. Это видно из того, что Он является реальной силой освящения, поэтому освящение не может произойти без пришествия Утешителя в душу оправданного христианина.

Это также согласуется с опытом почти всех по некоторым причинам. Чтобы привести нас в порядок и усилить веру, Бог в некоторых случаях отказывается явно показывать Себя нашему сознанию, чтобы мы верой способны были применить Кровь к полному очищению сердца.

Поэтому апостол говорит: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).

В просто оправданном состоянии верный верующий получает некоторые проявления Духа, но это проходит, как утренняя роса, не делая никаких изменений в сердце; в то время, как Утешитель, Который является Святым Духом, полученным при освящении, остаётся навсегда в сердце. И это начало новой и большой жизни в изобилии – постоянная полнота, находящаяся в чистом сердце.

То, что крещение Святым Духом – только другое понимание полного спасения и происходит через полное освящение, об этом ясно написано в Библии.

Христос сравнивает это с крещением огнём. Об этом огне много говорится в Библии. Прочитайте Исаию 4:4: «Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня». Крещение – Дух огня, Который очищает Церковь.

«И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:3).

«О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» (Зах. 13:7,9).

Христос использовал этот огонь очищения. Хотя Его ученики были перерождены, но перед Своим вознесением Он велел им оставаться в Иерусалиме в ожидании того, что через несколько дней Он ниспошлёт на них обетование Отца: крещение Духом Святым и огнём. Так в день Пятидесятницы Дух Святой провёл сто двадцать учеников через огонь и расплавил их, как серебро, и очистил их, как золото, чтобы они могли принести жертву в праведности.

Таким образом, мы видим, что крещение Духом Святым есть чистка или очищение верующих, и это всё, как учит Библия, происходит при полном освящении.

Возвращаясь к цитате Захарии, мы читаем: «Порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых».

Малые Христа – это Его ученики, которые принадлежат Христу и верят в Него (Мф. 10:42; 18:6; Мр. 9:41-44). Это уже христиане, а не грешники. Пастырь обращает свою руку на них. Что это означает?

«И обращу на тебя руку Мою, и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя всё свинцовое» (Ис. 1:25).

Здесь снова применяется суровое испытание, чтобы описать работу Иисуса, очищающего Своих учеников, тех, которые получили оправдание.

Теперь прочитайте Марка 9:41-50. Эти малые, которые принадлежат Христу, подвергаются искушению не со стороны внешней среды, а изнутри себя им противодействует их старая природа.

Хотя умом они служат закону Божьему, Иисус хорошо знал, что они будут видеть другой закон в своих членах, враждующий против их ума и делающий их пленниками закона греховного.

Но это не постоянное состояние христианина: нужно пройти через суровое испытание Очистителя, разрушить тело греха.

И хотя этот ветхий человек или унаследованная развращённость так вплетена в нас, что походит на естественные члены тела, которые дороги нам, как правая рука и правый глаз, всё же это состояние неизбежно низринет в грех и в судный день ввергнет в адский огонь; поэтому Христос убеждает разрушить и уничтожить эти вожделения членов, чтобы произошла хотя и болезненная, но смерть для греха.

Далее Спаситель говорит, что «всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою».

Здесь есть ясный намёк на жертвы согласно закону, которые были прототипом жертвы Христа и верующих (Рим. 12:1).

«Всякое приношение твоё хлебное соли солью и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоём приноси соль» (Лев. 2:13).

Как понятно Иисус учил, что всякий Его малый должен принести себя в жертву Богу, и что каждая такая жертва должна быть осолена не буквально, а огнём Духа Святого.

Как выразительны эти два символа. Огонь символизирует очищение силой Духа. Соль – сохранение Его Святых, которым говорит Христос: «вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой» (Деян. 1:8). И Петр говорит, что мы сохраняемся через веру силою Божией (1.Пет. 1:5).

Дух – огонь Очистителя, которым уничтожается вся наша неправедность, и соль, через которую мы сохраняемся святыми и непорочными пред Ним в любви.

Поэтому Христос говорит: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою», то есть будьте исполнены Духом и результатом будет совершенное общение, любовь и мир.

То, что царствование Утешителя в душе то же, что и освящение, подтверждено дальнейшими свидетельствами Павла и Петра. Последний, говоря о Корнилии, так сказал: «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас в начале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».

Говоря об этом же самом случае, он добавил (Деян. 15:8-9): «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их».

Давайте послушаем теперь, что говорит Павел о спасении язычников. «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».

Эти места Священного Писания учат следующему:

  1. План спасения для всех одинаков.
  2. Обетование Отца, или крещение Духом Святым и огнём, не закончилось днём Пятидесятницы, но каждый ученик, иудей или язычник, после оправдания должен быть запечатлён тем же самым Духом обетования.
  3. То, что язычники действительно получали Духа Святого согласно тому же самому обетованию, и так же, как и у первых учеников, это было после перерождения, верою и мгновенно.
  4. При получении этого крестящего огня они сделали себя жертвой, благоугодной Богу.
  5. Петр определяет крещение Святым Духом язычников по очищению их сердец верою и утверждает, что не было «никакого различия между нами и ими». Поэтому очищение сердец должно было быть так же, как в день Пятидесятницы.
  6. Петр объясняет, что язычники получили Дух Святой, как и они. Павел говорит, что это приношение язычников было благоприятно Богу, потому что освятилось Духом Святым. Таким образом, два апостола подтверждают Священное Писание, что освящение и очищение сердца происходит при крещении Духом Святым.

Установив, что ученики получили этот великолепный опыт после перерождения, я теперь доказываю Священным писанием, что это также продолжалось и в служении апостолов (Деян. 2:38-39; 8:5-17; 10:2-47; 11:15-16; 19:2-6; Рим. 5:1-5; Еф. 1:13; 3:13-20; Тит. 3:4-5). Эти тексты нуждаются лишь в небольших комментариях. Я только привлеку ваше внимание к доказательствам, которые они содержат.

Пожалуй, немного текстов подвергалось сомнению, как к примеру (Деян. 2:38-39).

Раз получение Духа Святого происходит после прощения, то православие попадает в тупик со своим учением, утверждая, что крещение даёт спасение; в то время, как в доме Корнилия сначала получили Дух Святой и только потом крестились. Это разрушает их любимое учение не только тогда, когда мы берём случай в доме Корнилия, но и смотря на опыт получения Духа Святого самим Павлом; он тоже крестился после получения Духа Святого (Деян. 9:17-18).

Очень жаль, когда много драгоценного времени и силы потрачено впустую в усилиях приспособить Библию к точке зрения некоторых людей, в то время как благодать Бога предлагает всем опыт, который совершенно приспосабливает людей к Библии.

Для всех, кто получил вторую благодать, это место Писания не несёт никаких трудностей.

Он сказал им: «покайтесь (в покаянии получают жизнь через прощение), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для (из-за) прощения грехов; и (после всего этого) получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш».

Это обещание было дано тем, кто предварительно прошёл через перерождение, поэтому Петр и утверждает, что Он даёт Духа Святого после обращения.

Самаряне.

Деяния 8:5-17, Филипп проповедовал о Христе, «народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса», и те, кто уверовали, «то крестились и мужчины и женщины». Так же сказано, что «была радость великая в том городе».

Чем была вызвана эта радость, как не радостью прощения?

Новость об этом большом покаянии скоро достигла Иерусалима. Когда апостолы узнали, «что Самаряне приняли слово Божие», они «послали к ним Петра и Иоанна», которые молились о тех, кто прощён, чтобы «они приняли Духа Святого».

Дух, несомненно, дал им познание о спасении, прощении их грехов, но пока, как лично пребывающий в них Утешитель, как нам сказано, «Он не сходил ещё ни на одного из них». «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». Это полностью гармонирует с Божественным планом спасения через два дара благодати.

Корнилий Деяния гл. 10.

Некоторые думают, что обращение и крещение Духом Святым было совершено одновременно. Я не привожу этот текст для доказательства, но показываю его для того, чтобы видеть, что Библия учит двум дарам благодати.

Есть серьёзные основания полагать, что Корнилий был в оправданном состоянии прежде, чем Петр пришёл в его дом. Независимо от того, в каком моральном состоянии был Каиафа первосвященник, очевидно, что он говорил, вдохновлённый Духом Святым, когда он пророчески предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11:51-52). Бог имел детей вне еврейской нации. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора» (Ин. 10:16), – сказал Христос.

Никто не сомневается относительно истинного благочестия и оправдания Захарии и Елисаветы. О Симоне сказано, что он был праведный и благочестивый. Разве не описаны Корнилий, Анна и другие, как святые того времени? Если они были детьми Божьими, то почему не Корнилий? Он имел очень хорошее свидетельство от всего народа Иудейского ст. 22, следовательно, имел то же состояние в благодати, как и все спасённые Иудеи. Он, как написано, был благочестивый и боящийся Бога. Разве это не говорит о том, что он был оправданным человеком? Слово «phobeo», хотя иногда используют как боязнь, обычно обозначает сыновнее отношение к Богу.

Стандартный Словарь Нового Завета Робинсона так определяет это слово. Нравственно почитать (бояться), чтить, также в смысле религиозного страха и благоговейного поклонения Богу.

Корнилий, конечно, был принят Богом до того, когда с ним говорил Петр, который сказал: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Но Корнилий описывается, как человек благочестивый. Нет никакого слова на английском языке (и на русском – прим. перев.), которое более полнее описывает религиозный характер человека, чем благочестие.

Вебстер определяет слово «благочестивый» от слова «посвящать», «освящать».

  1. Проявление чувств почитания и почтения в жизни с Богом.
  2. Определяет религиозные чувства и обязанности.
  3. Поглощённый религиозными упражнениями, набожный, благоговейно-искренний.

Благочестивый – от «Eusebes» это же самое слово, переведённое как благочестие. 1.Тим. 2:2; 3:16; 4:8; 6:3, 5-6, 11; 2.Тим. 3:5; Тит. 1:1; 2.Пет. 1:3, 6-7; 3:11; Деян. 3:12; 2.Пет. 2:9; 2.Тим. 3:12; Тит. 2:12.

Это определено Стандартным словарём Нового завета Робинсона, как благоговение, почитание в Новом завете, направленное только к Богу, при описании непосредственно сердечных чувств, благочестия, праведности, религии. Почитать и поклоняться Богу, «чтобы быть религиозно-благочестивым».

Родственники и близкие друзья Корнилия, которых он собрал, по духу были такими же, как и Корнилий, потому что на них всех сошёл Дух Святой (Деян. 10:44). Он творил много милостыни и всегда молился Богу, и так же его молитвы и милости пришли на память пред Богом, то есть они были приняты.

Разве человек с такими плодами не будет истинным христианином? Его пылкое благоговение и преданность были признаны его слугами, Иудеями, Петром и Богом непосредственно, Который показал Своё отношение к Корнилию, послав ангела, чтобы вознаградить его, и наставлял Петра, говоря, «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10:15).

Кто-то может сказать, что если бы он был дитём Бога, то почему Петр должен был сказать «слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой»? (Деян. 10:6). Я отвечаю, что Бог спасает нас банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:5).

 Спасение, о котором здесь говорится, относится и к перерождению, и к опыту освящения, полученному Корнилием, см. Деян. 11:14-15.

Корнилий знал Бога и имел жизнь вечную, как и Самаряне, и нуждался только в том, чтобы кто-то преподал ему обетование, данное Отцом, к которому он был полностью готов. Христос сказал: «мир не может принять Святого Утешителя», но Корнилий действительно получил Его, потому что он, как и первые ученики, был не от мира, а был дитя Бога, которому принадлежат обетования наследия.

Освящение двенадцати учеников в Ефесе 19:1- 6.

Они были признаны как ученики и как верующие. Прощение их грехов и вера в Христа нисколько не были подвергнуты сомнению Павлом: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав?». Он хорошо знал, что они имели свидетельство Духа о прощении, когда они поверили; но с целью совершенства этих Святых, он говорит им о полной мере Духа Святого, Который они должны были получить после того, как уверовали.

Если бы Павел не верил в получение Духа Божьего, как личного пребывающего Утешителя после оправдания, то его вопрос не имел бы никакого значения.

Нельзя отрицать, что этот текст несёт в себе понимание того, что истинная вера и жизнь с Богом существует до полного помазания силой Духа Святого.

Или теория одной благодати несовместима с верой «однажды преданную святым», или с вопросом апостола, поскольку они не гармонируют друг с другом и не соответствуют Божественному учению.

Или Павел был не вправе задавать такой вопрос, или сегодняшние вероучители ужасные отступники от Бога, не могущие правильно ответить на этот вопрос.

Этот великолепный дар Духа, о котором не знали эти верующие, но теперь они получили его через возложение рук Павла.

Утверждение, что они не были правильно обращены и поэтому были перекрещены Павлом, отрицает всё сказанное выше. Даже если мы признаем, что это так, то очевидно, что Павел знал, что значит крестить не прощёных грешников, и как к этому относится Бог. Мы видим, что после крещения они приняли Духа Святого, Которого не спасённые никогда не получали и не получат. Но я не думаю, что они были перекрещены, как грешники.

  1. Их случай тот же, что и с Самарянами и Аполлосом: «Только были они крещены во имя Господа Иисуса». «Зная только крещение Иоанново». «Они отвечали: во Иоанново крещение».

Эти выражения показывают, что акт крещения подтверждает веру в Христа и новую жизнь от Бога. Этот христианский обряд был введён Иоанном Крестителем, поэтому назывался крещением Иоанновым, в отличие от крещения Святым Духом, которое называется именно крещением Христа см. Мф. 3:11; Деян. 1:5 и 11:16.

Если в тех двух случаях потребовалось перекрещивание, то почему это потребовалось Ефесянам?

  1. Их крещение было основано только на вере во Христа Иисуса (ст. 3). Павел не мог повторить это же самое крещение. Он крестил их после разъяснения, что есть ещё и Дух Святой, Который пришёл на землю в результате смерти Христа, о чём они не знали.
  2. Всё же эти ученики не знали полностью не только в полноте учения Иисуса Христа, но и не знали, что Иоанн говорил, как будет крестить Христос «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3:11).

Чтобы ни говорилось, ясно одно, что эти верующие, в каком бы они ни были состоянии до встречи с Павлом, были полностью подготовлены Павлом для того, чтобы принять Духа Святого во всей Его полноте, а это могут сделать только спасённые люди – дети Божии.

Свидетельство Павла о двух дарах благодати

в Римлянах 5:1-5.

Сначала происходит оправдание верою через Христа – это есть перерождение при покаянии. Затем описывается совсем другое моральное состояние, которое не может относиться к оправданию, – состояние второй благодати. Вот её описание. «Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». И даже хвалимся скорбями, потому что у нас есть надежда, «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Вот вторая благодать, в которой стоят, из неё не надо уже выходить и искать что-то лучшее, потому что через надежду любовь Божия излита в наши сердца. Это не оправдание, это – освящение, вторая благодать.

Свидетельство Павла продолжается Ефесянам.

«В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).

Дар Духа здесь упомянут, как обетованный Святой Дух, о Котором Христос говорил, как об обещании Отца. Утешитель, Которого мир не мог получить, но Церковь, с которой Он пребывал и которая должна была усовершиться, поэтому Дух Святой не давался при оправдании, но после того, как они поверили. То, что Ефесяне были спасены и приняты в Церковь Бога во время написания письма Павлом, ясно показано им – см. Еф. 2:1, 5, 10, 19.

Но некоторые из них не достигли этого великолепного состояния, не получив освящения и не имея в своём сердце жилища Бога, поэтому он вознёс за них следующую молитву, которая охватывала опыт, полученный в день Пятидесятницы. Павел в послании Ефесянам 3 в стихах 2, 4, 8-9, 10-11 говорит о большой тайне Христовой, которая была сокрыта Богом от прежних поколений сынов человеческих и которая была вся во Христе, и о которой он был особенно призван проповедовать и открыть всем эту тайну общения.

Всю эту великолепную скрытую жизнь полного спасения в сердце человека он сопровождает такой молитвой: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:16).

Это ходатайство охватывает более богатую и более высокую благодать, святость и славу, которую Христос даёт Церкви (Ин. 17:22; Евр. 2:11), и силу, которую Он обещал (Лк. 24:49).

«Верою вселиться Христу в сердца ваши». Сравните (Еф. 3:17-19): «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».

Эта молитва охватывает всю полноту Божественной любви, усовершенствованную в душе очищением сердца и Духом Святым. См. 1.Тим. 1:5 и Рим. 5:5.

«Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Это замечательное ходатайство такое же, как и обещание Христа первой Церкви (Ин. 14:23) и послание Павла Коринфянам (2.Кор. 6:16 и 7:1).

Совершенно одинаково учат Христос и апостолы сначала перерождению и затем направляют их умы к быстрому доступу для очищения сердец, к полноте Духа в силе и любви, которые будут впоследствии получены.

Ни один из них не учил, что это божественное состояние должно быть достигнуто делами или постепенным развитием, но Христос говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Павел говорит: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». И чтобы они не думали, что его молитва фанатична или превышает Божественную благодать, он заканчивает её словами: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». Здесь он подтверждает своим собственным опытом, что сила Бога в нём сделала гораздо больше, чем он думал и помышлял.

Это показывает и доказывает не только действие второй благодати, но также и то, что это было по воле Бога.

Я заканчиваю

Свидетельством Павла Титу,

в котором он описывает полное спасение,данное Богом, которое совершается «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:5-6). Павел здесь показывает, в чём выражается милосердие Бога в спасении.

  1. Через кого проявляется милосердие? «Через Иисуса Христа, Спасителя нашего».
  2. Процесс спасения: возрождение и обновление Святым Духом, полное получение Духа Святого. Оно является отличным от возрождения и следует за возрождением, потому что:
  • Не было бы никакой причины упоминать об изобильном излиянии Духа после бани возрождения, если бы всё было включено в одну работу.
  • Слово делает упор на излияние Духа в день Пятидесятницы, значит на них не излился Дух Святой после оправдания (Деян. 2:18).
  • Апостол описывает это крещение в день Пятидесятницы после перерождения словами «Он спас нас».
  • Духовное крещение здесь описывается после перерождения и не имеет никакого намёка на обычные действия Духа Святого, происходящие в благочестивой жизни, потому что представлено, как совершенное наше спасение, начатое в перерождении.
  • Это также называется «обновлением», потому что обновляет нас в истинном познании и чистом образе Бога, как было вначале создано, поэтому Павел увещевает своих братьев в Риме представить тела в жертву живую Богу и быть преобразованными «обновлением ума вашего», чтобы они могли познавать совершенную волю Бога» (Рим. 12:1-2).

Ефесянам он говорит: «обновиться духом ума вашего. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:23-24).

См. также следующие параллельные тексты описания работы благодати после оправдания: 2.Кор. 3:18; Кол. 3:10; Евр. 12:10; 1.Ин. 4:17; 2.Пет. 1:3-4.

Таким образом, мы показали ясными доказательствами Священного Писания, что ученики Христа были сначала оправданы, затем получили полную меру Духа, поэтому крещение Духом и полное освящение находятся друг в друге.

Мы видим, что порядок спасения, которому учил Христос и которое получали первые ученики, продолжался и при апостолах, что показывает план Бога в спасении, неизменным ко всем людям.

О, Драгоценная, очищающая сила Всевышнего
Ты- освящающий Святой Дух!
Изливайся и полностью очищай,
Как в день Пятидесятницы.

Назад Оглавление Далее