“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (2 Тим. 4:3-4).
Это наше время, когда громадное число людей, попадают под действие заблуждения, потому что не принимают “любви истины для своего спасения” (2 Фес. 2:10-12).
“Они не много успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми” (2 Тим. 3:9), которые знают истину. Людей, знающих истину немного, особенно в наше время, но они есть и это святые, дети Божии, церковь Божия. И как тьма не объяла Господа, когда Он был на земле (Ин. 1:1-4), так это происходит и сейчас. Нам не нужно разбирать все басни, они настолько абсурдны, что о многих из них нет смысла говорить, но есть некоторые, которые имеют влияние на народ Божий. Такие басни надо в срочном порядке разоблачать во славу Господа. Одна из них говорит, что дьявол не сотворён. Это басня пустила глубокие корни во всём мире. Насколько нам известно до 20 века не было понимания, что дьявол не сотворён. Во многих умах была трудность в понимании этого вопроса, но чтобы это существовало как утверждение, что дьявол не сотворён, такого мы до 20 века в религиозной литературе не встречали. По информации, которая у нас есть, басня появилась в 30 годах прошлого столетия в США и получила своё полное развитие в 70 годах прошлого столетия через американского проповедника, по фамилии Уилсон, который считал себя членом Церкви Божией. Вот как, рассуждают те, кто считают, что дьявол не сотворён. Ниже приводится выдержка из письма, которое мы получили по данной теме.
“Лично я не вижу, что дьявол, возможно, когда-либо был на небесах, грешил на небесах, и затем был выброшен с небес. Я не могу найти священные строки в Слове Бога, которое понятно моему пониманию, когда я изучаю их истинный смысл. Иисус учил нас молиться Его Отцу: “Да приидёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Что представляет Божья воля на небе? Это сделано в совершенстве на небесах. Конечно! Поэтому я никогда не мог с чистой совестью учить людей полагать, что было время давно, когда Божья воля не была на небе, и Бог должен был бы принять соответствующие меры для приведения вещей на небе обратно в порядок Его воли. Это сказало бы людям, что та же самая вещь однажды произошедшая на небесах, произошла здесь на земле. Грех был совершён на небесах, а также грех был совершён здесь на земле. поэтому Божья воля не существовала в совершенстве ни на небесах, ни на земле. Кроме того, если бы однажды грех был на небесах, то могло бы быть возможным, что кто-то на небесах может грешить снова в будущем. Я верю, как одна вечерняя лёгкая песня говорит: “Небеса – святое место, заполненное славой и изяществом, грех никогда не может войти туда”. Моё мнение – то, что грех никогда не мог произойти на небе! Но если у тебя есть другое мнение, я предоставляю тебе твоё “пространство”. Я предоставляю Святому Духу все комнаты, которые Ему нужны, чтобы работать с твоим сердцем и умом. Я не буду отрезать тебя, если у тебя будет различное от моего мнение, но я продолжу, чтобы достигнуть понимания в общении с тобой. Я надеюсь, что ты также предоставишь мне то же самое “пространство” в Господе, которое я предоставляю тебе”.
Это письмо американского брата, где возникла эта басня. Он просит предоставить ему “пространство” у нас в понимании этого вопроса.
Мы не в хронологическом порядке будем отвечать на эту басню, а так, как будет побуждать нас на это Дух Святой.
Брат утверждает, “что если бы грех был на небесах, то могло бы быть возможным, что кто-то на небесах может грешить снова в будущем”. На этот вопрос давно ответил Сам Господь, когда рассказывал о богаче и Лазаре. Богач хотел, чтобы Авраам послал к нему Лазаря для облегчения его страданий. Авраам на это ответил так. “И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят” (Лк. 16:26). Мы не будем доказывать Словом, почему это так. Это бесполезно, как сказал Авраам далее богачу в ответ на его просьбу послать Лазаря опять в мир, чтобы его пять братьев не пришли в это место мучения. “Авраам сказал ему: “У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их”. Он же сказал: “Нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним покаются”. Тогда Авраам сказал ему: “Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят” (ст. 29-31). Если люди не верят Слову, бесполезны чудеса и различные доказательства. Слово же ясно говорит, что в вечности после грехопадения не будет никакого изменения, “так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к вам не переходят”.
Эти слова запечатаны словами апостола Иоанна, когда он описывает Небесный Иерусалим. “И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.” (Откр. 21:27).
В 22 главе он описывает духовную реальность после суда. “Неправедный пусть ещё делает неправду, нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё” (ст. 11).
Вот два текста из Слова Божия, которые говорят о неизменном состоянии людей в вечности (Лк. 16:26 и Откр. 22:11).
Чьё мнение мы должны признать правильным: Слово, которое никогда не пройдёт или слова людей, которые лживы. “Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: “Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём” (Рим. 3:4).
Далее. Мог ли быть дьявол не сотворённым?
Это утверждение полностью абсурдно. Почему?
Может ли зло быть без добра, как это утверждают некоторые, говоря, что дьявол не сотворён, т.е. злой бог. Мы говорим: нет. Почему? Потому что, если нет добра, нет и зла. “Бог есть любовь”, а зло – отрицание любви. Если же нет Бога любви, то и нет и зла. Его просто невозможно придумать. Как бороться с тем, чего нет. Любовь же ни с кем не борется, она просто любит и в этом независима ни от кого. Как это ни странно, но если бы не было Бога, то не было бы и зла. Зло же может появиться только в тех, кто создан Богом и отказывается Ему повиноваться. Сам Бог породить зло не может, потому что Ему не от кого отказываться. Очень хорошо сказал об этом апостол Павел: “Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может” (2 Тим. 2:13).
Господь Иисус Христос на Голгофском кресте, до креста в Гефсимании на допросе во всей полноте показал сущность Своего Отца и этим Он полностью разоблачил дьявола и его дела. Об этом Он сказал так: “Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт” (Ин. 12:31-32). Полное разоблачение зла произошло на Голгофском кресте. Именно там Господь отнял “силы у начальств и властей. властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” (Кол. 2:15). Разбойник, распятый с ним, засвидетельствовал об этом, сказав: “Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё!” (Лк. 23:42). Они оба были на кресте, одни насмехались над Ним “говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если ты Сын Божий, сойди с креста” (Мф. 27:40). Разбойник, имея благодать от Бога, совсем по – другому видел Иисуса. Он видел Его Царём от Бога любви, Который торжествовал на кресте. Крест – коронованная любовь Иисуса к людям, где показано Его полное торжество над диаволом. На Голгофском кресте произошло чудо, диавол сделал всё, что мог и был через это изгнан вон и это совершилось в сердце разбойника, в котором был не только князь этого мира осуждён, но и изгнан вон. Сердце разбойника заполнил Господь, сказав ему: “Ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43).
Разбойник, видя бушевавшее зло, увидел и торжествующую любовь. Он понял, что Иисус – это царь любви и любви вечной, но Который по каким-то причинам временно задержался на кресте, но это не Его место, потому он и сказал: “Помяни меня, Господи, когда приидёшь в Царствие Твоё”. Какое торжество Иисуса Христа над злом и какой великолепный первый плод этой победы в сердце разбойника, из которого с позором был изгнан “князь мира сего”.
Люди, утверждающие, что дьявол не сотворён – это люди, “имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся”. Если бы они имели власть от Господа, как Он сказал: “Вот, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и – над всею силою врага” (Лк. 10:19 – перев. Кассиана), то им и в голову не пришли бы мысли, что дьявол не сотворён. Если бы они имели власть от Господа над ним, то они прекрасно бы понимали, кто такой диавол, падший ангел или не сотворённое существо. Такие люди имеют внешнюю форму служения Богу, силы же Его отрекшиеся.
Басня о не сотворённом дьяволе сочинена самим отцом лжи и внедрена во многие умы, имеющие младенческое состояние. Теперь эту басню Господь требует разоблачить. Нам хочется привести ответ брата Уорнера, когда был задан вопрос.
«Пожалуйста, объясните 2 Петр. 2:4. Было ли когда-либо возможно для ангела согрешить и быть изгнанным из неба? Был ли сатана когда-либо ангелом славы?»
Ответ: «Мы принимаем вышеуказанную запись как истинное происхождение сатаны. Иуда свидетельствует о том же. «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Иуд. стих 6. Эти два текста Писания излагают этот факт очень ясно. Эти ангелы согрешили, были низвержены в ад. Они не сохранили своего достоинства, то есть не остались чистыми и святыми, как Бог сотворил их. И, потеряв святость, они также оставили свое жилище. Согласно Петру, они были низвержены (в английском тексте Библии стоит выражение «низвергнул их в ад, в русском – «связав узами адского мрака»); согласно Иуде, они оставили свое жилище. Оба (Петр и Иуда) были точны, они покинули по выбору, но это было Божье присутствие, сила, святость и слава, которые сделали это место невыносимым для них. В этом смысле Бог низвергнул их, и в то же самое время они оставили свое жилище. Без сомнения, это было таким же самым образом, которым Адам и Ева были изгнаны из Едема Божьего присутствия. И здесь хороший урок для нас всех; иллюстрация того факта, что без святости никто не сможет видеть Бога и наслаждаться Им.
Когда мы размышляем об этих фактах, как они описаны этими двумя богодухновенными писателями, что эти ангелы были на небе, и что оно было их жилищем, не может быть сомнения в том, что они однажды были святыми ангелами; ибо небо не было сотворено для бесов, так же, как ад не был приготовлен для кого-либо другого, кроме дьявола и его ангелов.
Эта запись о происхождении сатаны и его ангелов не противоречит здравому смыслу. Бог – Творец всего. Но злые духи существуют. Следовательно, они должны были первоначально быть Божьим творением. Но так как подобное создает подобное, святой Бог не мог равным образом сотворить то, что несвято и грешно; поэтому те злые духи должны были быть сотворены святыми, а впоследствие стали грешными, не сохранили своего жилища, своей первозданной чистоты.
Но здесь, без сомнения, существует тайна во многих умах. Как мог святой ангел на небе, не имея греха в себе и никакой злой личности рядом с ним, искушаться ко греху, быть приведенным к бунту против Бога? Так как все люди грешат, насколько мы знаем, под подстрекательством злой наклонности внутри человека через падение, или через злые влияния извне, некоторые делают вывод, что без этих движущих причин греха невозможно было творению Божьему не повиноваться Ему. Но это ошибка. Одного только достаточно, чтобы сделать грех возможностью, и это сила воли, способность повиноваться Богу, как добровольный акт, и не может существовать вне способности не повиноваться. Машина не является повинующейся или неповинующейся, она только движется под воздействием силы, находящейся вне ее. Но ангелы не являются такими не несущими ответственности машинами. Они имеют способность повиноваться Богу; отсюда способность не повиноваться. Поэтому псалмопевец говорит: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». Пс. 102:20. Повиноваться и слушаться подразумевает то, что они могли делать противоположное. Так что ангел стал самоискушаемым, использовал силу, которую Бог дал ему, чтобы поднять его до высокого положения понимающего добровольно поклоняющегося Богу существа, чтобы погрузить себя вниз до характера дьявола – разрушителя, расхитителя и сатану – противника. Так как Бог называет вещи своими правильными именами, дьявол, сатана, был так назван, когда он отвратился от сферы деятельности поклонника Божьего, чтобы быть врагом и разрушителем Его дела. Так возник дьявол.
Мы обращаем внимание еще на одну вещь. Во многих местах Писания говорят о дьяволе, как об одном существе; и снова мы читаем о многих бесах. Без сомнения, тот, кто сначала отпал от праведности, назван правильным образом дьяволом, и все другие духи, которые были соблазнены им от Бога, могут быть также названы дьяволами, потому что присоединились к тому великому мятежнику и злодею.»
Брат из Америки говорит: “Моё мнение – то, что грех никогда не мог произойти на небе! Но если у тебя есть другое мнение, я предоставляю тебе твоё “пространство”. Я предоставляю Святому Духу все комнаты, которые Ему нужны, чтобы работать с твоим сердцем и умом. Я не буду отрезать тебя, если у тебя будет различное от моего мнение, но я продолжу, чтобы достигнуть понимания в общении с тобой. Я надеюсь, что ты также предоставишь мне то же самое “пространство” в Господе, которое я предоставляю тебе”.
Нам осталось понять, оставляет ли Господь место для такого “пространства”. Давайте слушать Слово живого Бога. “Ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного мне” (Ис. 46:9). “Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? ” (Ис. 46:5).
“Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня” (Ис. 45:5).
“Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это” (Ис. 45:6, 7).
“Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрёк и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог” (Ис. 43:11-12).
“Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?” (Ис. 40:18).
Эти места Писания не оставляют никакого “пространства” для бога зла.
Даже неспасённые люди понимают, что не сотворённой злой личности нет и быть не может. Вот как люди определяют личность. “Личность обнаруживает себя в том и тогда, когда человек испытывает чувство вины и ответственности, сдерживать свои эмоции …”.
Господь, как и люди, личность, но Он не испытывает чувство вины, потому что Он не делает несправедливости. Он нас сотворил по Своему подобию: по чистоте – святости. Чистота – святость были потеряны в Едемском саду, но ответственность, сдерживанеие эмоций, забота о себе и других – эти качества остались в человеке. Есть они и у Бога.
Всё это и многие другие качества определяют личность Господа и человека, но если предположить, что диавол не сотворён и является богом зла, то он не личность. У него не может быть чувства вины по той причине, что он не знает добра, если он не сотворён. В нём только зло. Так же у него нет никакой ответственности и быть не может, потому что Он не обладает положительными качествами характера и никогда они у него не были.
Другими словами, он не личность и такою во вселенной сегодняшней и будущей быть не может. Это просто абсурд и бессмыслица, нагло навязанная людям. Немощные в вере имеют, если так выразиться, право на свою немощь в том смысле, что когда-то, что-то по закону Моисееву было нечистым и когда закон Моисеев был ещё в силе, Даниил и его товарищи положили “в сердце своём не оскверняться яствами со стола царского” (Дан. 1:8). “Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья” (Дан. 1:11-12). Но это время закона прошло, теперь “нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим. 14:14).
Но и сейчас есть люди, которые считают, что можно есть только овощи и это непонимание объяснимо. Оно базируется на прошлом времени и прошлых взаимоотношениях между Господом и людьми. Но утверждение, что дьявол не сотворён, полностью противоречит Слову Божиему и безумно. Такое понимание позорит Бога и показывает неспособность людей понимать Господа, дьявола и жизнь. Такие верующие показывают, что они неспособны здраво мыслить и они ничего не могут сказать людям. Это есть духовная слепота. Поэтому место “пространству” для мнения о том, что дьявол несотворенная личность Дух Святой не дает в сердце человека С таким мнением место будет только в аду.
Что грех не обезличивает власть Бога, как на небе так и на земле, мы показали в статье. «Всемогущество Бога на небе и на земле»
Мы ещё раз приводим слова Навуходоносора для понимания этого вопроса.
“По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвёл глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?” (Дан. 4:31, 32).
Аминь.