Назад Оглавление Далее

Понимание первых христиан о душе.

Это немаловажный вопрос знать, как современники апостолов и их последователи понимали душу. Они получали истину не только через написанное Слово, как мы, но также и непосредственно из уст вдохновенных апостолов. Поэтому мы кратко проследим, как в книге «Апостольские мужи» говорилось о душе.

Клемент.

Клемент был соработник апостола Павла (Флп. 4:3). В своём послании к Коринфянам, подлинность которого ясно установлена в соответствии с древними свидетельствами, Клемент говорит:

«Был Петр, который пошёл в своё место славы, назначенное ему».

О Павле он говорит: «И когда Павел засвидетельствовал перед правителями, он покинул этот мир и вошёл во святилище».

«Все люди, от Адама до сегодняшнего дня, умерли, но те, кто любили Бога, пребывают в обители Божьей».

Петр пошёл в своё место, в могилу? Нет, но в место славы. Павел покинул этот мир и пошёл в могилу, где находится его земной дом? Нет, но во святилище. Бог давал Павлу правильное понимание Слова, когда он говорил, что лучше оставить это тело и быть со Христом. И в это святилище Павел пошёл. Хотя Клемент не был апостолом, но он понимал, что вдохновенные апостолы знали, где в будущем будут их души, потому что это познание они имели от Духа Святого. Также и все люди от Адама, любящие Господа, не пошли дремать в землю, но пребывают на лоне Авраама. Поэтому Клемент знал, что люди имеют душу. Бог создаёт дух в человеке – душу, и когда через благодать Бог оживляет её от духовной смерти, мы имеем жизнь, милость и общение с Господом в нашей бессмертной душе.

Поликарп.

Поликарп был ученик Иоанна. О нём Иреней написал следующее: «Я могу сказать даже о месте, на котором сидел блаженный Поликарп и беседовал. Могу описать его жизнь, манеру поведения, беседы, в которых он излагал множество взглядов. Могу описать, как происходило его общение с Иоанном и с остальными, кто видел Господа, и как он пересказывал их высказывания. Поликарп всё, что получил от свидетелей Слова Жизни, гармонично связывал с Писанием (Священным Писанием)».

Конечно, Поликарп знал, что являлось учением Господа и Его апостолов. Его единственное послание Филиппийцам, написанное около 116 г. признаётся всеми, как подлинное. Говоря о нём, об Игнатии, Павле и других, Поликарп пишет: «Мы уверены относительно того, что все они не бежали напрасно, но в вере и праведности ушли в то место, которое было приготовлено им для общения с Господом и с теми, которые также, как и они, пострадали».

Епиподиус.

Его привели к правителю Лиона, обвиняя, что Епиподиус христианин. Он открыто признавал Христа божественным спасителем. Правитель сожалел о его смерти и убеждал его спасти свою жизнь через участие в их торжественных языческих обрядах. На это Епиподиус ответил следующих образом: «Ваша нежность – фактически жестокость; и принятие жизни, которую вы предлагаете, переполнена вечными мучениями. Христос пострадал за нас, чтобы мы имели вечное блаженство, и чтобы мы подготовили себя к этому. Человек состоит из двух частей: души и тела. Второе кратковременно и тленно и должно быть подвластно интересам первого. Ваши идолопоклоннические праздники могут удовлетворить смертную часть, но они повреждают бессмертную часть, поэтому такая жизнь разрушает самую ценную часть человека. Ваши удовольствия приводят к вечной смерти и мучениям, а наши страдания – к бесконечному счастью».

Таким образом, после отказа от удовольствий мира ради Христа, Епиподиус был бит, затем его поместили в клетку, где его тело рвали железными крюками, пока его душа не покинула разрушенную хижину для вечного общения с Господом. Так было с миллионами мучеников. Они свидетельствовали, что страдания их тел, после всех мучений и изобретательных пыток, были ничто по сравнению с их счастьем в общении с Господом после разрушения их плотских тел.

Мы заканчиваем эти свидетельства свидетельством Иренея, который написал его около 180 г. Рассказывая о силе чудес в церкви в своё время, он пишет: «Вместе с братьями в случае необходимости объединялась целая церковь в посте и молитве за умершего. И дух возвращался в умершее тело, человек оживал по молитвам святых». Таким образом, возвращение к жизни человека из мёртвых описано, как возвращение духа в безжизненное тело, и человек становился живым.

Мы сослались на свидетельства ранней церкви не потому, что считали это необходимым, но потому, что мы расцениваем эти свидетельства, как поучение для христианского читателя. Голоса вдохновения достаточно, чтобы понять вопрос о бессмертии души и её сознательном существовании после того, как тело мертво. Апостол очень ясно и чётко преподаёт это в 2.Кор. 5:1-8. Наши тела – просто земные хижины; и душе несравненно лучше покинуть эту земную хижину и водвориться у Господа. Поэтому мы не удивляемся, когда находим такое же понятие и у тех, кто верит Евангелию. И действительно, они через свет Духа Святого также знали, что их души будут жить вечно с Господом. Следовательно, мы слышим их смелое утверждение о том, что Петр, Павел и все святые Бога от Адама и до второго пришествия Христа находятся в обителях Божиих в присутствии Господа, и только их тела мёртвые. Человек двойное существо. Душа и тело, или дух и плоть. Некоторые вышеупомянутые свидетели, мы видим, описывая одно и то же, иногда называют это душой, а иногда духом, и утверждают, что душа, как и дух, бессмертны. Душа находится в теле, но не имеет тела. Бессмертная душа пребывает в смертном теле. Души беззаконников будут наказаны после смерти тела, в то время как праведники освобождаются от мучений, которые причиняли им их гонители и, оставаясь в блаженстве, идут в вечное блаженство. И это, как говорит Юстин, является нашим учением.

Церковь Божия первого столетия и половины второго учила об этом. И неудивительно, ведь это учение Христа и его апостолов, которые учили, что Сам Господь при последней трубе сойдёт с неба, и все мёртвые, «находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Тела спасённых, которые «спят» в Иисусе, преобразятся и будут с Господом. И, конечно, это тела бессмертных душ, тела, которые «спят» (мёртвые) в земле. Бог воскресит тела согласно Священному Писанию и опять соединится душа с телом, когда тленное тело облечётся в бессмертие (1.Кор. 15:53). Так говорит Священное Писание. Должно быть воскресение тел, которые находились в гробах мёртвые (Ин. 5:28-29). Тогда произойдёт соединение воскресших тел с бессмертными душами. Аминь. Так приди Господь Иисус Христос, или пусть наступит смерть моего тленного тела, потому что моя душа готова оставить эту бедную земную хижину, в которой мы стонем и страдаем, желая войти в блаженное присутствие Бога. Слава Господу, что жизнь и бессмертие так ясно описаны в Евангелии.

Наша единственная забота – это угождать Господу, чтобы бодрствуем мы или спим, были всегда с Господом. Аминь.

Назад Оглавление Далее

Добавить комментарий