Вечное наказание беззаконников.
Чтобы закончить тему о бессмертии души, мы должны посмотреть, что о нём говорят в мире. Но поскольку никто в мире не обсуждает вечное существование праведного, мы ограничимся исследованием судьбы беззаконника. Мы здесь приводим часть статьи из «Евангельской Трубы» от 19 мая 1892 г. и высказывания господина Эмерзон Е. Хейсти – материалиста, который объясняет идею жизни со Христом после смерти по языческому пониманию. Он также прямо противоречит апостолам, объяснившим жизнь с Богом после смерти, и отрицает вечное наказание беззаконника. На что мы ответили следующим образом:
«Лжеучение редко идёт одно. Одна неправда заставляет лжеучителей порождать другую, чтобы помочь заблуждению. Так, когда слепые материалисты отрицали, что они имеют душу, им также необходимо было отрицать сознательное существование души после смерти и аналогично отрицать вечное наказание. И сам ад должен был быть как-то объяснён, и поэтому они глумились над Библией. Хейсти идёт впереди этой адвентистской системы учений антихриста. Он не видит никакой надежды на счастье души после воскресения тела. Косвенно, по крайней мере, он отрицает сознательное существование души. Один небольшой текст навсегда уничтожает их тёмное убеждение: «Умершего за нас, чтобы мы – бодрствуем ли или спим – жили вместе с Ним» (1.Фес. 5:10). Мы имеем непрерывное общение с Христом в этой жизни – «бодрствуем», а также после смерти – «спим». Дар вечной жизни не подразумевает никакого её прерывания».
Бесконечное наказание беззаконника в вечном аду для г. Хейсти со всеми неверующими грешниками и формалистами – вещь, в которую они не хотят верить. Он спрашивает: «Преподаётся ли где-то в Библии ясно этот вопрос, как математика преподаёт математику и грамматика преподаёт грамматику?». И затем отвечает: «Очевидно, что такого места нет».
«Это верно, – говорит г. Хейсти, – что учение, отрицающее бесконечное мучение, в прошлом процветало главным образом среди безбожных людей». Эта исповедь, которая должна открыть глаза любому искреннему человеку. Безбожники более знают истину Бога, чем праведные? Такая исповедь фатальна для любой теории, к которой обращаются безбожники, чтобы покончить с библейским учением об аде. Но г. Хейсти объясняет несколько текстов, которые при исследовании попали в его поле зрения. На текст Откровения 14:11 он говорит, что: «Это не наказание, но дым, который восходит во веки веков». Позор так бессовестно пытаться обойти Слово Божье. Объясняется это просто. «И дым мучений их будет восходить во веки веков». Какой дым восходит? Дым их мучений. Дым их мучений восходит во веки веков после того, как их мучения закончились? Разве здравый смысл не учит каждого человека, что дыма не бывает, когда что-то уже сгорело и его нет? Г. Хейсти был полностью небрежен при чтении своей Библии. На странице 10 своей статьи он говорит: «Иисус однажды отказался ответить, по-видимому, на важный вопрос, а именно: много ли спасённых по сравнению с погибшими». Христос в действительности отвечал на этот вопрос. Об этом говорится в Лука 13:23: «Господи! неужели мало спасающихся?». Ответ: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут». Вывод, если многие терпят неудачу, то всё равно немногие войдут. В Мф. 7:13 Он говорит нам явно, что многие идут широким путём в погибель, но немногие идут узким путём и спасаются (Мф. 7:14).
Наш друг понимал, что нужно что-то сказать в противоположность тексту Мф. 25:46, ясно говорящему о бесконечном наказании. «И пойдут сии в муку вечную, а праведные в жизнь вечную». Он признаёт бесспорным тот факт, что о наказании беззаконника и жизни праведного говорится одними и теми же словами на греческом языке. Г. Хейсти пытается избежать неизбежного заключения, что если слово на греческом языке описывает жизнь праведного, и это же слово на греческом описывает наказание беззаконника, то наказание должно быть таким же бесконечным, как и жизнь праведного? Он говорит: «Точное значение такое: беззаконник вступает в период наказания и праведник в период жизни. Нигде не говорится, что праведник и злой будут находится вечно в своих состояниях. Слово здесь обозначает длительный период, а не вечность».
Мы не смущаемся говорить, имея страх Божий, что такое понятие является ловко изобретённым учением дьявола. Он убирает обещание вечной жизни, чтобы убрать страх перед адом.
Нам дан для приготовления к вечности только период нашей жизни на земле, и, кроме этого, Бог не дал нам знать, сколько точно простоит земля. Но г. Хейсти говорит: «Мы учимся (не здесь на земле), что после того, как длительный период закончится, святые продолжат разделять будущее наследование Христа». Он не осмеливается доказать Священным Писанием, что жизнь и счастье святого находятся вне вечности; по той простой причине, что ни он, ни другой человек не могут найти этого в Библии.
Вот факты, которые даёт нам Библия в оригинале, на еврейском, в Ветхом завете, в оригинале, на греческом, в Новом завете.
Слово «вечная жизнь», как большой дар Бога людям, встречается в Новом завете только 29 раз, и в каждом случае слово вечность на греческом получено из слова AIONIOS. То же самое слово употреблено и в Мф 25:46.
Слова «вечность» и «вечная жизнь» в Новом завете написаны 14 раз. И все без исключения они переведены с греческого AIONIOS. Здесь мы видим, мудрость неба не находит для определения вечности и вечной жизни праведнику в Новом завете слова лучшего, чем слово AIONION. То же самое слово используется, чтобы сказать о вечности и вечном наказании беззаконнику. Мы бросаем вызов любому человеку, кто будет отрицать это.
Хейсти говорит, что слово AIONION выражает длительный период, который должен закончится. «Святые должны продолжать будущее наследование Христа». Теперь мы от имени Иисуса и в соответствии со Словом Божьим докажем, что Христос не имеет такого спасения, искупления, царства или наследования, которое должно иметь определённую продолжительность, выраженную словом AIONION. Также мы докажем, что Бог, Господь Иисус Христос и Дух Святой описаны в продолжительности их собственного существования, качеств и славы, тем же самым словом, которое, мы видели, обозначает вечное наказание беззаконника. В Евр. 9:5 мы читаем, что Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения AIONION – вечного». Если это слово обозначает не вечность, то наше спасение закончится, и мы попадём в руки дьявола. В Евр. 9:12 мы читаем, что Христос «приобрёл вечное – AIONION – искупление». Если это слово обозначает только определённый длительный период времени, то наше вечное искупление ещё не обеспечено. В Евр. 9:15 нам говорится, что через смерть Христа, которая служит искуплением нашим, мы, «призванные к вечному – AIONION – наследию, получили обетованное». Где тогда будет наследие, которое Христос приобрёл Своей смертью? Где обещание наследия с Христом, если г. Хейсти говорит, что это находится вне слова AIONION? В 2.Пет. 1:11 мы читаем о «вечном – AIONION – царстве Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Если Его царство закончится, где какая-нибудь надежда на праведную жизнь вне определённого длительного периода, что г. Хейсти приписывает слову AIONION? Павел говорит в Рим. 14:25: «По повелению вечного – AIONION – Бога». Если г. Хейсти правильно объясняет слово AIONION, то тогда Сам Бог перестанет существовать после длительного периода.
Павел, апостол Господа Иисуса Христа, в своей чудной молитве так говорит о божественности своего Учителя: «Царю же веков (в нем. и англ. – вечности) – AIONION – нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков (в нем. и англ. – в вечности) – AIONAS TON AIONION (1.Тим. 1:17). Теперь мы обращаемся к здравому смыслу и рассуждаем, если бы апостол Павел, который отлично знал греческий язык и знал значение всех слов этого языка, разве он не использовал бы другое слово, описывающее более полно возвышенные качества Христа? Вся преданность Павла и огонь любви в его искупленной душе не смогли в посланиях лучше передать всю честь и славу его божественного Искупителя в течение всех времён и вечности, и также всю честь и славу невидимого и вечного Бога в течение всего времени и вечности, как только словом – AIONIAS TON AIONION – навсегда и навсегда, повторяя это слово для усиления.
В Евр. 9:14-15 сказано, что Христос принёс «вечное – AIONION – наследие, предложив Себя непорочного в жертву Духом Святым. Это то же самое слово, мы видим, используется, чтобы возвестить вечность, жизнь праведных, их спасение, искупление, царство Христа и вечность Отца, Сына и Духа Святого. И никакое другое слово в Новом завете не используется, чтобы утвердить вечность и вечную жизнь святых Бога. Из этого следует, если AIONION не означает вечность, если беззаконник не должен быть наказан навечно, то Бог, Христос, Его царство, искупление, наследие и всё остальное, чему Библия приписывает бесконечное существование, закончатся, и Библия – не истинная книга. Каждое набожное сердце сжимается от ужаса от такого толкования и кричит: «Нет, Бог верен, а всякий человек лжив, который ставит под сомнение Его Слово».
Теперь позвольте нам увидеть, утверждает ли это слово, которое используется, вечное существование всего того, что является вечным, и вечное наказание беззаконника. Нескольких текстов будет достаточно:
«Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному – AIONION – осуждению» (Мр. 3:29).
«Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, – AIONION – поставлены в пример (Иуд. 7).
«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8-9).
Вечный огонь – огонь AIONIOS, или геенна огненная. Как можно сомневаться так поспешно, когда есть ясный текст Библии, указывающий на бесконечность ада. Не учит ли вышеприведённый текст из Священного Писания так же ясно, как учат правила грамматики и арифметики? Здесь мы имеем «огонь вечный», который определён, как геенна огненная.
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, – AIONIOS – уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).
Они должны уйти в вечное – AIONIOS – наказание, но праведные в жизнь вечную – AIONIOS. Отрицать вечное наказание беззаконника означает прямо противоречить Слову Божьему.
«В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной – AIONIOS – погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2.Фес. 1:7-9).
Есть много сильных мест в Священном Писании, которые утверждают бесконечность ада другими словами, но это из того же слова AINONION; постоянное слово, выражающее понятие бесконечности. Мы цитируем один текст, где говорит Сам Учитель.
«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мр. 9:43-48).
Разве грамматика или арифметика могут более проще учить, чем вышеупомянутое? Три раза божественный Учитель, Который пришёл от Бога, объявляет, что если люди не откажутся от лелеявших душу идолов и грехов, то пойдут «в геенну (ад), в огонь неугасимый», который никогда не будет угасать. Хотите вы это слушать или нет, но наказание должно быть вечным, как и другие места Священного Писания ясно этому учат. И чтобы подтвердить, что наказание не должно иметь никакого конца, три раза Господь Иисус говорит, что в том месте червь их не умирает (виновная совесть) и огонь не угасает.
Мы теперь заключаем, что мы нашли в Новом завете только одно простое слово AIONION, которое обозначает вечность, и это же слово употребляется в следующих текстах:
«Престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8).
«Воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» (Откр. 4:9).
«Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:6).
Все эти и многие другие тексты в оригинале, выраженные словами AIONAS TON AIONON (всё время вечность), разве не убеждают нас, что престол, жизнь, держава, и слава, и честь Бога должны действительно быть вечны и бесконечны? Теперь позвольте нам взять ещё несколько текстов, где выражена два раза бесконечность: «И дым мучений их будет восходить во веки веков» (Откр. 14:11).
«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).
Здесь мы снова имеем те же самые слова «AIONAS TON AIONON». Тогда мы утверждаем, что Библия нигде не использует более сильных слов, чтобы показать бесконечное существование Бога и всего, что принадлежит Его вечному царству, жизни и славе, чем эти слова, которые используются для того, чтобы показать бесконечную жизнь праведных и бесконечное наказание беззаконников, которые отклоняют бесконечную любовь и милосердие Бога, восставая здесь на земле против Его царства. Имея познание святой истины Бога, и через свидетельство Духа Святого, мы объявляем в присутствии Бога, что все учителя, которые отрицают бесконечное наказание беззаконника, являются посланцами дьявола для того, чтобы успокоить совесть безбожных и ободрить их; чтобы они продолжили жить в своих греховных вожделениях и отклонили бесценное спасение Бога, пока их глаза не откроются в аду вместе с их лжеучителями; и тогда они увидят, что их гибель описывалась только словом «вечное проклятие».
Поэтому мы говорим всем, кто любит Бога и Его истину, кто чувствует беспокойство за спасение бессмертных душ: не помогайте людям в фатальном заблуждении от дьявола, распространяя литературу его слуг. И всем грешникам мы говорим и искренне предупреждаем: получайте спасение и живите святой жизнью с Господом, или бесконечный ад будет вашей гибелью столь же определённо, сколь непоколебима Библия Бога; и каждый святой знает, что Слово Божие должно стоять во веки веков. От имени Иисуса мы призываем: бегите из всех современных учений дьявола и от успокоительной лжи, примите истину, которая находится во Христе Иисусе! Аминь.
Чтобы показать, что наказание беззаконника является неизбежным и вечным, беззаконники сравниваются с сорной травой, терниями, которые должны сгорать. Смысл этих слов повсюду должен пониматься в гармонии со Словом Божиим, которое учит, что гибель грешника совершенно определённа и что нет никакой возможности избавиться от мучения. Здравого смысла и простого утверждения Слова должно быть достаточно, чтобы учить каждого тому, что человек является чем-то большим, чем то, что сгорает. Человек вляется духом, а не веществом, которое может сгореть, оставляя только немного праха.
Как насчёт воскресения тел? Почему говорится, что этому «тленному надлежит облечься в нетление».
Это выражение верно не только для праведного, но верно также и для неправедного. Мёртвые воскреснут, т.е. все мёртвые будут нетленными. Потому что «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1.Кор. 15:52, 53, 54). Бог вначале воскрешает тела мёртвых, наделяет их бессмертием и нетлением, и чтобы затем прекратить их существование? Мы признаём, что Всемогущий может общаться с духами. Но мы спрашиваем снова: «Он воскрешал бы и наделял бы тела грешников бессмертием, если бы Он хотел прекратить их существование?».
Брат дал нам трактат, названный «Вечное наказание», в котором он нашёл слова из Священного Писания «разрушают», «разрушение», «сожжённое» и «погибают». Брат обнаружил, что некоторые из этих слов определены в словаре, как уничтожить. Поэтому он заключил, что все слова подразумевают и обозначают уничтожение, и он рассматривает вечное наказание, как краткое наказание или полное уничтожение.
Если огонь используется в описании наказания беззаконника, как долго это будет длиться? Позвольте Христу ответить: «Огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мр. 9:45-46). Если мы получили свидетельство от Христа, что тот огонь будет бесконечно, и никогда не угасает, то беззаконник будет гореть вечно.
Беззаконники «подвергнутся вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2.Фес. 1:9). Их наказание – вечная погибель, и это не есть их уничтожение из существования, на что язычники напрасно надеются, но это есть вечное разделение с Богом и лишение навсегда Его благодати и милости. Человек был создан, чтобы жить с Богом в любви и служить Ему, но если он останется во грехах, он никогда не будет иметь это высокое предназначение. Быть разрушенным или погибшим не обязательно означает прекращение существования. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос. 13:9). Означало ли слово погубил, что Израильская нация прекратила своё существование? Это просто означало, что через грехи и идолопоклонство они разрушили свой собственный мир и счастье, лишили себя милости и благословений Бога; но они всё ещё существовали после разрушения своего государства. Так и через всю вечность осуждающий взгляд Бога будет на беззаконнике в том месте, где огонь не угасает и червь не умирает. Их собственная память напомнит им, находящимся теперь в муках вечного огня, обречённых на вечное существование в полной нищете, как они сами себя погубили. Но позвольте нам продолжить дальше.
«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума, тот губит душу свою, кто делает это» (Прит. 6:32).
«Устами лицемер губит ближнего своего» (Прит. 11:9).
«Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15).
Все эти тексты опровергают ложное понимание учителей, утверждающих уничтожение людей из их существования. Эти тексты просто учат тому, что такие души лишаются благодати и милости Господа. Бог дал нам Своё Слово, чтобы мы пользовались здравым смыслом и понимали слова Библии в свете Библии. Например, когда Библия учит, что есть дух в человеке – бессмертная душа, это говорит о том, что такие духовные, невидимые и вечные элементы не будут сгорать и прекращать своё существование, или оставлять немного праха, или быть тем, что сгорает. Поэтому когда при описании участи беззаконника говорится о сожжении того, что сгорает, мы должны понимать, что такие образы в свете божественной истины просто означают неизбежную и неизменяемую гибель. Какая же это бессмыслица думать о бессмертном и нетленном духе, как о теле, сжигаемом дотла! Есть ли какая-то основа в Слове тому, что беззаконник должен быть прахом под ногами праведного? Есть текст, который утверждают это. Откройте вашу Библию и прочитайте Мал. 4:1-3: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт солнце правды и исцеление в лучах его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф». В какое время? Предыдущий стих говорит об этом. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт солнце правды и исцеление в лучах его». Духовно просвещённые понимают этот текст в духовном смысле. Люди не становятся буквально соломой, и «день» не будет буквально сжигать их и превращать в буквальный прах, так же как и хананеи не должны были быть буквальной пищей для сынов Израилевых, чтобы хананеев съесть (Чис. 14:9). Вышеупомянутый текст говорит о первом пришествии Христа с исцелением в лучах Его для того, чтобы спасать людей. Далее мы читаем: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Это было выполнено Иоанном Крестителем. В своё время солнце праведности действительно взошло, и ученики получили спасение, которое во всей силе проповедовалось людям. И святой огонь, который горел в сердцах учеников, в метафорическом сравнении сжигал беззаконников дотла под их ногами. Ученики не имели никакого страха перед беззаконниками, и они были для них не более, чем прах. Поэтому, мой нежно-возлюбленный читатель, вы должны полагаться на простое учение Слова Божьего. Наказание беззаконника будет длиться, пока есть Бог и вечность. И следует оно тогда, когда люди не стараются иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14). Аминь.
Перевод с английского: D. S. Warner – What is the Soul?